ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Андрей Набока,
преподаватель ХГАЭП

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принцип установления, изменения и отмены налогов законами.

Наличие налогов свидетельствует о демократичности общества, поскольку юридическое оформление налогового бремени законодательно закрепляет правовую границу вмешательства государства в хозяйственную и личную жизнь. Не случайно несколько ранее мы говорили о том, что налогообложение является признаком образованности и цивилизованности общества. Только в обществе, достигшем определённого культурно-образовательного уровня, власть способна ограничить свои притязания на чужую собственность определёнными пределами, получившими формально-юридическое закрепление в актах публичной власти.

Как показывает исторический опыт, борьба за право устанавливать налоги не раз становилась причиной революций. История развития парламентаризма в Европе – это история борьбы за право вводить новые налоги. Именно борьба за правомочия в области налогообложения была тем ядром, вокруг которого постепенно складывались современные конституционные системы. В странах с конституционной системой установление налогов – исключительная прерогатива законодательной власти [14].

Цель законодательной формы установления налогов обеспечить защиту частных лиц от безграничных притязаний государства.[15].

Принцип установления, изменения и отмены налогов законом вытекает из положения ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции РФ. Кроме того, законодательная форма установления налогов соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что любое ограничение конституционных прав и свобод должно производиться только на основании федерального закона. А как разъяснил Конституционный суд РФ в п. 5 от 04.04.96 № 9-П [16] налогообложение представляет собой форму ограничения права собственности.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 04 апреля 1996 г. № 9-П разъяснил, что “установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться “законно установленными” (ст. 57 Конституции РФ)… Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти”.

Таким образом, используемое в Конституции РФ понятие “законно установленный” налог включает в себя вид правового акта, на основании которого взимается налог.

Закон должен содержать не только указание на устанавливаемый закон, но и определять все существенные элементы налогового обязательства. Конституционный суд РФ в Постановление № 16-П от 17 ноября 1997 г. [17] указал: “установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств … налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; единица налогообложения; налоговая ставка (норма налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путём прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства”.

Принцип установления налогов законами развивает более общий принцип разделения властей. В Постановлении от 01 апреля 1997г. №6-П [18] Конституционный суд РФ отметил, что “вводя своим постановлением сбор за электроэнергию, … являющийся фактически новым федеральным налогом, правительство РФ превысило свои полномочия, вмешавшись в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией РФ и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов”.

Налоговые органы РФ, пытаясь разъяснить неточности, содержащиеся в законах, зачастую превышают пределы своих полномочий, вмешиваясь в компетенцию законодательных органов. Верховный суд РФ неоднократно признавал недействительными инструкции и разъяснения Госналогслужбы РФ (Министерства по налогам и сборам РФ) в части, в которой данный орган исполнительной власти своими разъяснениями вводит по существу новый налог, не предусмотренный федеральным законом [19].

Законодательная форма установления налогов предполагает и определённую процедуру установления налогов, она должна соответствовать предусмотренному Конституцией РФ и законодательством порядку принятия и введения в действия законов.

Аналогичные требования предъявляются к процедурам изменения и отмены налогов. Это прямо вытекает из ст.57, ч.3 ст.75, ст.106 Конституции РФ. В Постановлении от 11 ноября 1997 № 16-П Конституционный суд РФ указал, что принцип определённости налоговых обязательств предполагает, что “налоговые обязательства не могут изменяться в упрощённом порядке”.

Принцип соразмерности налогообложения конституционно-значимым целям ограничения прав и свобод.

Как отмечалось, налогообложение является ограничением права собственности, закреплённого в ст.35 Конституции РФ. Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержание указанного принципа состоит в том, что “налогообложение должно соответствовать конституционно значимым целям, т.е. должно быть пропорционально, соразмерно им. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным” [20]. В данном случае оценка налогообложения идёт не с позиции влияния его на экономическую жизнь, а с позиции влияния на социально-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно препятствовать реализации гражданами их конституционных прав. В этой связи не допускается связывать реализацию гражданами конституционных прав с каким-либо условиями фискального характера, размеры налогов не должны служить барьерами доступности при осуществлении той или иной деятельности, реализации прав и свобод. В этой связи показателен ранее уже приводившийся пример с единым налогом на вменённый доход для деятельности по сбору металлического лома. При превышении размеров налоговых платежей над получаемой прибылью в десятки раз данный налог создаёт трудно преодолимые препятствия для реализации конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, гарантированного ст. 34 Конституции РФ. Поскольку одним из элементов этого права является возможность выбора законных видов предпринимательской деятельности.

Литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М., 1987. - С. 208-209.

2. Налоги и налоговые право: Учебное пособие. Под ред. А. Брызгалина. М., 1997. - 122 с.

3. В дальнейшем НК РФ.

4. Федеральный Закон от 02.01.2000 № 13-ФЗ, Федеральный Закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ.

5. СЗ РФ. 31.03.97. № 13, ст. 1602.

6. Налоги и налоговые право: Учебное пособие / Под ред. А. Брызгалина. М., 1997. С. 66. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. - 77 с.

7. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель–налогоплательщик–государство. М.: ФБК–ПРЕСС, 1998. - 187 с.

8. Дёмин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. - 1998. - № 2, 3.

9. Некоторые авторы объединяют принцип всеобщности налогообложения, равного налогового бремени и соразмерности под общим названием “принцип справедливости”. См., например, А. Дёмин. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. - 1998. - № 2.

10. Достаточно подробный и интересный анализ взаимосвязи образованности общества и власти с налогообложением дал в работе “Опыт теории налогов” Н.И. Тургенев: “У истоков финансового права”. М., 1998. Т. 1.

11. В противном случае мы имеем дело не с налогообложением, а с фискальным произволом государственной власти.

12. В редакции Федерального закона РФ № 63 – Ф3 от 31.03.99 г. // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1661.

13. Приамурские ведомости. 28.05.99. № 86.

14. Например, ст. 7 Конституции США устанавливает “Все билли по сборам поступлений от налогов исходят от Палаты представителей…”, ст. 84 Конституции Японии гласит “введение новых и изменений существующих налогов может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом”.

15. Трудно согласиться с мнением А. Дёмина, считающего, что защита доходов частных лиц и их собственности от притязаний государства является целью налогообложения. (Дёмин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 1998. № 2). Цель налогообложение всегда одна – обеспечить формирование доходной части государственного бюджета. Ограничение же произвола государства – цель законодательной формы установления налогов.

16. Постановление Конституционного суда РФ от 04 апреля 1996г. № 9-П “По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и Воронежа” // СЗ РФ. 1996. № 16, ст. 1909.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.97 № 16-П "По делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. “О государственной границе РФ” в редакции от 19.07.97 г. // СЗ РФ. 17.11.97. № 46, ст. 5339.

18. Постановление Конституционного суда РФ “По делу о соответствии Конституции РФ пп. 8 и 9 постановления Правительства РФ от 01 апреля 1996 г. № 479 “Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменения ставок акцизов на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет” // СЗ РФ. 07.04.97. № 14, ст. 1729.

19. См., например, решение Верховного Суда РФ от 14.07.1999 № ГКПИ 99-428 “О признании недействительными абз. 4, 5 П. 35 Инструкции Госналогслужбы РФ” № 39 от 11.10.95 г. // Документ опубликован не был.

20. Постановление Конституционного суда РФ от 04 апреля 1996 г. № 9-П “По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и Воронежа” // СЗ РФ. 15.04.96. № 16, ст. 1909.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права

 

 

TopList

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz