ВЕСТНИК
Хабаровской государственной
академии экономики и права
Андрей
Набока,
преподаватель ХГАЭП
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Современное налоговое право РФ вряд ли можно рассматривать как сформировавшуюся, институционально оформленную, самостоятельную отрасль российского права. Дело в том, что с классических позиций отраслевой режим правового регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличия отрасли законодательства и кодифицированного акта [1]. В тоже время эти элементы для налогового права России в настоящий момент характерны не в полном объёме [2]. Его нормативный каркас, который составляют нормы, регулирующие правоотношения между государством, налогоплательщиками, налоговыми агентами, иными субъектами, связанные с исчислением, уплатой и контролем за поступлением обязательных платежей в централизованные фонды государства, заданный ч. 1 Налогового кодекса (НК) РФ [3], ещё весьма далёк от совершенства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за полтора года действия ч. 1 НК РФ, содержащиеся в нём нормы, были дважды подвергнуты ревизии федеральными законодателями [4].
Развитие налогового законодательства РФ во многом происходит в отрыве от теоретического осмысления и разработки налогово-правовых явлений. Большое влияние на становление налогового законодательства РФ оказывают идеологические и политические мотивы и это в условиях отсутствия продуманной экономической концепции налогообложения. Всё это породило явное несовершенство действующего законодательства, наличие в нём многочисленных несогласованностей, противоречий и пробелов. В этих условиях возрастает роль общепризнанных принципов налогообложения, определяющих некоторые устойчивые ориентиры развития налогового законодательства.
Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. № 5-П “По делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в РФ” Конституционный суд РФ отметил: “Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина” [5].
В нормативных актах скупо говорится о принципах налогообложения. Так, в Конституции РФ только в ст. 57 затрагивается вопрос об общих принципах налогообложения. В НК РФ принципы налогообложения сформулированы в отдельной, весьма небольшой по объему ст. 3. При этом, отсутствует системный подход к изложению этих принципов, их набор носит если не случайный, то, по крайней мере, хаотичный характер. В этих условиях особое значение приобретает судебно-арбитражная практика и практика Конституционного суда РФ.
Не вдаваясь в подробности предлагаемых различными авторами классификаций принципов налогообложения [6], отметим, что все принципы налогообложения можно отнести к двум группам: основные принципы налогообложения и специальные принципы налогообложения. К основным принципам налогообложения относятся принципы, непосредственно вытекающие из Конституции РФ и выступающие основными гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства [7]. Эти принципы по своей природе и происхождению являются основными по их значимости для правовой системы и отношению к Конституции РФ. При этом принципы, относящиеся к группе основных, существенны для налоговой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные принципы (специальные или принципы “второго уровня”) не вытекают непосредственно из Конституции, хотя и приняты в соответствии с ней. Они не могут противоречить основным принципам, поскольку те закрепляют конституционные основы налогообложения. Принципы “второго уровня”, как правило, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы, развивая положения основных принципов. Некоторые авторы подменяют термин “основные принципы” термином “общие принципы” [8]. Анализ актов Конституционного суда РФ свидетельствует о том, что и в практике конституционного правосудия термин “общие принципы” применяется зачастую в качестве синонима “основных принципов”. Вряд ли такую позицию можно признать верной. Различие между “основными” и “общими” принципами налогообложения наглядно проявляется в различии компетенции РФ и её субъектов в отношении “основных” и “общих” принципов. Установление общих принципов налогообложения и сборов в силу п. “и” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Федерации и её субъектов. В то же время Конституционный суд РФ в Постановлении № 5-П от 21 марта 1997г. указал, что “при отсутствии Федерального закона об общих принципах налогообложения и сборов признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объёме вопросов, касающихся данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя”. В свою очередь Конституция РФ в п. “а” ст.71 определяет, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их применением находятся в компетенции РФ. Исходя из этого, Конституционный суд РФ определил, что основные принципы налогообложения, то есть принципы налогообложения в части непосредственно определяемой Конституцией РФ и имеющей универсальное значение как для федерального, так и для регионального законодателя, находятся в ведении РФ.
Будучи выражением конституционных норм, основные принципы налогообложения подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет. Законодательное закрепление указанных принципов лишь должным образом обеспечивает реализацию этих принципов, формализуя их. Природа основных принципов носит “надзаконный” характер. Это связано с тем, что основные принципы налогообложения служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, основ федеративного устройства. Основные принципы налогообложения направляют и связывают законодательную власть, имея для неё “эталонное” значение. Поэтому закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением законодательной воли.
ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права