КАК Я ОБУЧАЛ 100 ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА В ТЕЧЕНИЕ ЦЕЛЫХ 3-Х ЛЕТ
Содержание:
· Текст Юрия Мороза
· Разделение труда
· Макаренко: педагогика и менеджмент
· (Для тех, кто учит английский) Как финансовый магнат Сорос помог ТМ (тайм-менеджменту)
«Банальные истины» от Юрия Мороза по поводу педагогики и педагогов
Здравствуйте уважаемые подписчики!
То, что рассылка, посвященная теме АНТИ Юрий Мороза, попала еще и в рассылку ТМ (А СЕЙЧАС ЕЩЕ И ПРЕДЛАГАЕТСЯ КОЛЛЕГАМ ПО РАССЫЛКЕ УЧИМ ENGLISH ВМЕСТЕ) - это не ошибка, поскольку разбираемая тема – общая.
(рассылка АНТИ Юрий Мороз) Юрий Мороз в одной из своих рассылок - пишет (Ю.Мороз синим):
· Текст Юрия Мороза
А-ууу, педагоги. Вы чему там учите детей, а?
На вопрос, что вы использовали из школьных знаний в жизни, мне один из читателей письмо прислал, что он кроме умения считать деньги в магазине и тому подобного один раз даже ПЛОЩАДЬ садового участка посчитал. Видимо, прямоугольного участка. :) И для этого нужно детей 10 лет в школе мучить, за партой держать, не давать играть и жить в свое удовольствие? Может педагоги - тайные садисты?
… А как насчет физики? Много вы знаете людей, не имеющих опыта самостоятельного паяния схемок и тому подобного, которые могут свет в гараж самостоятельно провести? У них просто не хватает ОБРАЗОВАНИЯ, чтобы сделать схему из ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ и ЛАМПОЧКИ.
Мы проходили практику на четвертом курсе МВТУ им. Баумана, так мне поручили, как одному из сообразительных, сделать разводку освещения в каком то ангаре. Там нужно было сделать выключение и включение света в обоих выходах ангара и еще несколько вариантов освещения. Четверокурсники МВТУ не могли решить эту задачу!!! А ведь это задача на уровне 8-го класса школы. А сколько школьников это МОГУТ СДЕЛАТЬ??? Зачистить провод, провести кабель и так далее? И чему же их учат на уроках физики?
(полный текст «безоговорочных истин от Юрия Мороза» можете прочитать по ссылке - http://shsd.ru/content/subscribe_3482/subscribe_3869/sub_3901/)
· Разделение труда
А как насчет физики? … сколько школьников это МОГУТ СДЕЛАТЬ??? Зачистить провод, провести кабель и так далее?
Когда-то я тоже был маленьким и ходил в школу J. И у нас тоже была физика. Но также были и уроки труда, где мы занимались (когда был соответствующий раздел уроков труда) как раз зачисткой проводов, подключением лампочки и выключателя к ней. И, само собой разумеется, чуть в более старшем возрасте, я смог успешно сделать электрическую разводку в гараже своего отца, опираясь на такой опыт. Но в первую очередь на опыт уроков труда, и лишь в малой степени на «опыт знаний» раздела по электричеству на уроках физики. Физика – это одно, а зачистка проводов – совсем другое, к физике отношение имеющее очень малое. Что-то Юрий тут напутал.
Потом, в студенческих строительных отрядах мне пришлось немного научиться класть кирпич, штукатурить стены и выполнять другие строительные работы. Да, этому ни в школе, ни в институте меня не учили.
Однако, когда уже в зрелом возрасте я консультировал строительные компании (по разработке стратегий этих компаний), я очень удивился, когда увидел глубочайшее разделение труда в сфере строительства.
Занимаясь своим делом (методической помощью менеджменту фирм в ходе разработки и реализации стратегий), я походя узнал, какие сложные технологии появились в современном строительстве (одна фирма занималась установкой пластиковых окон, другая – монтажом отопления и водоснабжения).
Мы бесконечно отстали от западных стран практически во всех сферах (и многокамерные пластиковые окна и армированные полипропиленовые трубы – пришли к нам оттуда). И одна из причин этого – недостаточное глубокое разделение труда.
Если бы мы следовали «безупречным советам» Юрия Мороза – и учили в школах вместо таблицы умножения не только проводить электричество, но и устанавливать окна, проводить отопление и канализацию и т.д. – наше отставание было бы еще больше, поскольку натурального хозяйства, которое у нас повсюду, было бы еще больше.
Уважаемые читатели рассылки ТМ, к более глубокому изучению вопросов разделения труда мы обратимся в самое ближайшее время.
· Макаренко: педагогика и менеджмент
Что касается педагогики, то к ней, в отличие от Юрия Мороза, я отношусь с большим уважением. И какая система образования лучше – наша или западная, это большая тема для дискуссий, поскольку в каждой из систем есть свои плюсы и минусы. Вот, насколько я наслышан, в американских школах учат взрослому поведению уже в школе – если кто-то набедокурил – то есть нарушил школьный закон, нужно об этом обязательно сообщить учителю. У нас «школьников-стукачей» презирают. Кто прав?
Как-то, вероятно в поисках педагогических истин, которые мне потребовались в первые годы работы преподавателем, я обратился к Педагогической поэме Макаренко. Будучи преподавателем менеджмента (предмет, который Юрий Мороз также всячески презирает J), я удивился, насколько глубоко Макаренко смог разобраться в современном управлении. Без сомнения, Макаренко самостоятельно вывел систему управления, которая сегодня наиболее востребована в менеджменте - проектное управление .На эту тему вы можете почитать мой материал в рубрике нашего журнала Преподавателю менеджмента и не только по ссылке - http://mc-ma.narod.ru/mc-ma/mc-ma5/three.htm
Читателям рассылки ТМ – в педагогике можно найти полезные вещи не только по управлению, но и по ТМ, если, конечно, ее «не презирать», а внимательно к ней присмотреться.
· (Для тех, кто учит английский) КАК ФИНАНСОВЫЙ МАГНАТ СОРОС ПОМОГ ТМ (ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ)
Где-то на второй-третий год моей преподавательской работы на кафедре экономики нижегородского иняза мне предложили небольшую подработку – почитать, если конечно, у меня есть что-то интересное, какой-либо небольшой курс школьным учителям иностранного языка. Как оказалось, это был проект, финансируемый Открытым обществом Сороса.
В Нижегородской области отбирали по конкурсу 100 лучших учителей иностранного языка, для них каждые школьные каникулы (в течение года) проводились семинары, лекции, тренинги ведущими преподавателями города не только иностранного языка, но и специалистами других дисциплин. Много в проекте участвовало носителей языка – работающих в этот период в Н.Новгороде (кстати, мне удалось тогда провести небольшой опрос – с чем у иностранцев ассоциируется Россия: немцы, американцы. англичане, французы и др. ответили одинаково – с пьянством, а когда ответ был такой – «с водкой», я уточнял – со спиртным напитком? Нет, - отвечали мне – именно с пьянством. Есть о чем нам с вами задуматься – эта информация также и для иностранных подписчиков моих рассылок, коих уже много).
В это время я интенсивно занимался Тайм-менеджментом и предложил небольшой интенсивный курс по ТМ, который был принят.
Таким образом, в течение трех лет, благодаря финансированию Сороса, мне удалось обкатать и значительно продвинуть свой курс по ТМ.
Перенося «бесспорное мнение Юрия Мороза» со школьников на их учителей, кажется, что учителям иностранного языка нужно повышать квалификацию только в иностранном языке, но никак ни в психологии, экономике, самоменеджменте, дизайне и т.п. дисциплинах, которые вроде бы к преподаваемому ими предмету для школьников не имеют никакого отношения. Однако проект (за финансирование которого я благодарен обществу Сороса) был очень жесткий по системе обратной связи – если читаемая дисциплина, по мнению лучших учителей иностранного языка нашей области, была бесполезной (или читалась не очень качественно) преподаватели таких дисциплин безжалостно «вычищались» из проекта (где, кстати, очень хорошо - почти по западным расценкам - платили).
К слову сказать, меня «вычистили» на третий год, но не учителя, кому я читал курс, а руководство проекта. Я спрашивал своих «учеников» - лучших учителей иностранного языка нижегородской области, которые участвовали в проекте – Вот Вы - лучшие учителя! Как вы считаете, можно ли, в рамках сетки школьных часов обучить школьников нормальному разговорному иностранному языку, а не просто отчитаться о том, что иностранный язык был и по нему есть оценка (знаю иностранный «со словарем» J). На что лучшие учителя нашей области мне ответили – Не только можно, но у нас это уже получилось! Мы применяем для этого свою методику преподавания (у каждого она была немножко своя, авторская), Когда же я обратился к руководству проекта, финансируемого Открытым обществом Сороса – давайте поменяем цели проекта – не просто будем обучать бесспорно полезному учителей, а решим проблему с некачественным обучением иностранному языку в обычной школе, ведь деньги на проект выделены весьма серьезные (каждые каникулы 100 слушателей и их преподаватели жили в лучших пансионатах области, где шло интенсивное обучение – повышение квалификации школьных учителей). Меня сначала не поняли, а когда я стал настаивать на введение обмена методиками между учителями с целью повышения качества обучения иностранному языку в обычной школе – меня «вычистили» - у руководителей проекта были совсем другие цели – успешно потратить денежки Сороса. Тогда я понял, что деньги Сороса в России хотя и были направлены на благо, толку от них было маловато. Хотя, несомненно, они немного помогли развитию ТМ в моем лице J.
Примечание для подписчиков Учим English вместе – все идет к тому¸ что задачу – обучить свободному разговорному и письменному английскому языку массу русскоговорящих слушателей, которых недоучили в школе, придется мне выполнять самому, а вернее – нам с вами, мои уважаемые коллеги
|