СОВЕТСКАЯ КЛАССИКА

А.С. Макаренко был хорошим педагогом потому, в первую очередь, что был прекрасным практиком и теоретиком менеджмента. Отрывок из "Педагогической поэмы", представленный ниже, убедительно доказывает, что Макаренко был одним из создателей современного инструмента управления - проектной организационной структуры (читатель ее легко узнает в описании сводных отрядов), а также матричной организационной структуры, первооткрывателем которой всегда считались американцы. Так, в "Основах менеджмента" М.Мескона и др., указано - Начало применению матричной организации было положено средними по размеру авиокосмическими фирмами в 50-60-е годы нашего столетия, в то время как Антон Семенович Макаренко не только изобрел этот организационный инструмент, но и эффективно им пользовался уже в 20-е годы.

Педагог или менеджер?

А.С.Макаренко

К весне двадцать третьего года мы подошли к очень важному усложнению системы отрядов. Это усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории (речь идет о колонии имени М. Горького - В.Т.). Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии - командной касты. Это изобретение - сводный отряд (выделено мной - В.Т.).

Противники нашей системы, так нападающие на командирскую педагогику, никогда не видели нашего живого командира в работе. Но это еще не так важно. Гораздо важнее то, что они не имели никакого понятия о самом главном и решающем коррективе в системе.

Сводный отряд вызван к жизни тем обстоятельством, что главная наша работа была тогда сельскохозяйственная. У нас было до семидесяти десятин, и летом Шере (агроном колонии - В.Т.) требовал на работу всех. В то же время каждый колонист был приписан к той или иной мастерской (элемент продуктовой организационной структуры - В.Т.), и ни один не хотел порывать с нею: на сельское хозяйство все смотрели как на средство существования и улучшения нашей жизни, а мастерская - это квалификация. Зимой, когда сельскохозяйственные работы сводились до минимума, все мастерские были наполнены, но уже с января Шере начинал требовать колонистов на парники и навоз и потом с каждым днем увеличивал и увеличивал требования.

Сельскохозяйственная работа сопровождалась постоянной переменой места и характера работы, а, следовательно, приводила к разнообразному сечению коллектива по рабочим заданиям. Единоначалие (выделено мной - В.Т.) нашего командира в работе и его концентрированная ответственность с самого начала показались нам очень важным институтом, да и Шере настаивал, чтобы один из колонистов отвечал за дисциплину, за инструмент, за выработку и за качество. Сейчас против этого требования не станет возражать ни один здравомыслящий человек, да и тогда возражали, кажется, только педагоги.

Идя навстречу совершенно понятной организационной нужде, мы пришли к сводному отряду.

Сводный отряд - это временный отряд, составляющийся не больше как на неделю, получающий короткое определенное задание: выполоть картофель на таком-то поле, вспахать такой-то участок, очистить семенной материал, вывезти навоз, произвести посев и так далее (выделено мной - В.Т.).

На разную работу требовалось и разное число колонистов: в некоторые сводные отряды нужно было послать двух человек, в другие - пять, восемь, двадцать. Работа сводных отрядов отличалась также и по времени. Зимой, пока в нашей школе занимались, ребята работали до обеда или после обеда - в две смены. После закрытия школы вводился шестичасовой рабочий день для всех в одно время, но необходимость полностью использовать живой и мертвый инвентарь приводила к тому, что некоторые ребята работали с шести утра до полудня, а другие - с полудня до шести вечера. Иногда же работа наваливалась на нас в таком количестве, что приходилось увеличивать рабочий день.

Все это разнообразие типа работы и ее длительности определило и большое разнообразие сводных отрядов. У нас появилась сетка сводных, немного напоминающая расписание поездов.

В колонии все хорошо знали, что третий "О" сводный работает от восьми утра до четырех дня, с перерывом на обед, и при этом обязательно на огороде, третий "С" - в саду, третий "Р" - на ремонте, третий "П" - в парниках; первый сводный работает от шести утра до двенадцати дня, а второй сводный - от двенадцати до шести. Номенклатура сводных скоро дошла до тридцати.

Сводный отряд был всегда отрядом только рабочим. Как только заканчивалась его работа, и ребята возвращались в колонию, сводного отряда больше не существовало (выделено мной - В.Т.).

Каждый колонист знал свой постоянный отряд, имеющий своего постоянного командира, определенное место в системе мастерских, место в спальне и место в столовой. Постоянный отряд - это первичный коллектив колонистов, и командир его - обязательно член совета командиров. Но с весны, чем ближе к лету, тем чаще и чаще колонист то и дело попадал на рабочую неделю в сводный отряд того или другого назначения. Бывало, что в сводном отряде всего два колониста; все равно один из них назначался командиром сводного отряда - комсводотряда. Комсводотряда распоряжался на работе и отвечал за нее. Но как только оканчивался рабочий день, сводный отряд рассыпался.

Каждый сводный отряд составлялся на неделю, следовательно, и отдельный колонист на вторую неделю обычно получал участие в новом сводном, на новой работе, под командой нового комсводотряда. Командир сводного назначался советом командиров тоже на неделю, а после переходил в новый сводный обыкновенно уже не командиром, а рядовым членом.

Совет командиров всегда старался проводить через нагрузку комсводотряда всех колонистов, кроме самых неудачных. Это было связано с большой ответственностью и заботами. Благодаря такой системе большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской (заметим что сегодня, спустя 80 лет от жизненных экспериментов Макаренко, в наших вузах, где готовят профессиональных менеджеров, искусству управления фактически не учат, изучая за партами в основном лишь голую теорию, есть о чем подумать - В.Т.) Это было очень важно, и было как раз то, что нужно коммунистическому воспитанию. Благодаря именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находился с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться (а теперь, сравните сказанное с реальной практикой неудобоваримого проведения изменений на коммерческих, я уж не говорю о государственных, предприятиях России в условиях динамично меняющего рынка начала нового века - В.Т.).

Значение командира постоянного отряда становилось чрезвычайно умеренным. Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимости в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист.

(Последняя фраза из отрывка "Педагогической поэмы" невольно заставляет вспомнить о реальном времени: как в советское время, так и сегодня, когда мы "уныло", с точки зрения современного знания о теории управления, идем к капитализму, наши начальники (именно начальники, а не руководители) считают ниже своего достоинства что-то делать, кроме выдачи руководящих указаний, что подавляющее большинство из них умеют делать крайне посредственно - В.Т.)


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz