Речные круизы туристической фирмы "Гама"////"MC&MA" - электронный журнал по менеджменту/// ИКМ - Интернет-клуб маркетологов////НВУ - Нижегородский виртуальный университет////

Глоссарий по менеджменту


Владимир Токарев,
кандидат технических наук,
руководитель консультационного центра менеджмента MC&MA

Стратегия туристического агентства. Продолжение 4.

Стратегия - это долгосрочный план для реализации амбиций руководства компании, это определение характеризует одно из новых направлений развития теории стратегического управления.

Разработчиками новой концепции стратегического управления, основанного на амбициях (Ambition Driving Strategy), считаются эксперты консультационной фирмы Arthur D'Little. Эта концепция исходит из того, что высокие амбиции менеджмента снижают психологические барьеры при анализе возможного развития предприятия и открывают новые перспективы для работников, что особенно важно, если у вас молодой персонал.

Российским консультантам, работающим на местном рынке, чаще всего приходится сталкиваться именно с проблемой низкой амбиции клиентов. Когда предлагаются управленческие решения, направленные на превращение нижегородской компании в российскую, я, в большинстве случаев, встречаюсь с полным неприятием такой идеи. Конечно, десятилетний опыт работы в условия перестроечной России любого сделает реалистом. Если вы рискуете не просто какой-то суммой денег, но самим бизнесом, очевидно, что этот реализм совершенно оправдан.

Однако руководство фирмы, применяющее "скромную" стратегию, часто упускает новые возможности, что приводит в последующем к продаже своего бизнеса тем более рисковым компаниям, амбиции которых создают благоприятные условия для восприятия новых часто неожиданных перспектив быстрого роста рынка.

Но ничего не бывает "только хорошего", очевидно, что новая концепция стратегического управления, основанная на высоких амбициях, таит в себе и определенные опасности для фирм, взявших ее на вооружение.

В прошлой статье мы говорили о SWOT - анализе, как о способе выбора стратегии фирмы. Попробуем применить этот инструмент для оценки возможностей новой концепции стратегического управления. Ниже представлена матрица, в которой сила и слабость стратегии, основанной на высоких амбициях, сопоставляются с опасностями и возможностями, которые она в себе таит.

Сила Слабость
  • Снижение психологических барьеров
  • Высокая мотивация персонала перспективами будущего
  • Нехватка собственных ресурсов из-за быстрого роста
  • Снижение мотивации из-за недостаточного поощрения в настоящем
  • Возможности Опасности
    • Использование ресурсов далеко за пределами предприятия
    • Использование новых качеств своего персонала
  • Ужесточение действий со стороны конкурентов
  • Уход персонала к конкурентам, предоставляющих лучшую оплату труда
  • Сила

    Если небольшое туристическое агентство возьмет на вооружение новую стратегическую концепцию, очевидно, что ограничения при выборе стратегических действий значительно уменьшаются. Вы хотите стать туроператором номер один по одному из направлений - в этом случае проблемы недостаточных оборотных средств отодвигаются на второй план (пусть об этом болит голова у вашего главного бухгалтера), и вы начинаете разрабатывать новый маршрут, намечая на самое ближайшее время переговоры с солидными партнерами по новому бизнесу.

    Ваш лучший менеджер уже собирался подать заявление об уходе туда, где чуть выше заработная плата и повыше потолки недавно открывшегося офиса (вашего конкурента), однако новая задача открывает такие перспективы заграничных командировок, что он меняет свое "окончательное" решение на сто восемьдесят градусов.

    Возможности

    Как только фирма начинает творить свое будущее, исходя из высоких амбиций, выясняется, что нехватка рекреационных ресурсов (в вашем городе мало исторических мест или, быть может, комфортабельных гостиниц?) становится просто невидимой. Туристическая фирма, занимающаяся речными круизами по Волге в одном из провинциальных городов, начинает понимать, что теперь она может представить иностранным туристам новые экскурсионные маршруты по двум столицам России (куда она их доставит по лучшей российской реке), почему бы и нет?

    Новые задачи требуют и новых способностей. Ваши менеджеры, "покрытые плесенью от воза текущей работы", обнаруживают на своей спине сложенные крылья. Специалист со знанием иностранного языка, много лет продающий путевки как агент от других компаний, вспоминает, что он был одним из лучших в университете на своем курсе.

    Опасности

    Однако, как только вы объявляете о своих амбициозных намерениях рынку, конкуренты могут не на шутку рассердиться и начнут вас замечать. Вам начинают отказывать в аренде помещения, ваших работников начинают сманивать нескромными зарплатами. Нужно к этому быть готовым.

    Слабость

    Стратегия, основанная на высоких амбициях, требует дополнительного количества ресурсов - денег, людей, времени, которых и так-то всегда не хватало.

    Если, к тому же, о ваших грандиозных планах вы регулярно рассказывали своим работникам, но реальных изменений после описания "небесного Рая" не происходило, они перестают вам верить. "Кушать хочется сегодня", а стратегия, основанная на высоких амбициях руководства, сулит дополнительные доходы в туманном будущем. Жена руководителя, который планирует грандиозные свершения, может его элементарно не поддержать в новых начинаниях. Может лучше все-таки оставаться занудным прагматиком - так всем понятнее и привычнее.

    ... А в это время никому неизвестная туристическая фирма начинает реализовывать то, о чем вы всегда только мечтали.

    Окончание следует