ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТУРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Тамила АБДУЛЛАЕВА,

докторант Университета г.Бордо (Франция),

Алишер ТАКСАНОВ, Ph.D. (Economics),

Ассоциация путешественников “Рабат Малик” (Ташкент)

Продолжение 2

Оценка и расчеты национальной модели туризма

Национальную модель туризма, несмотря на то, что она отражает качественные характеристики отрасли, можно представить в числовом значении. Следует при этом отметить, что это динамичная система, она представляет ситуацию не в статике, а в развитии. То есть, если изменился какой-то фактор/показатель, то это сразу же сказывается в общей оценке, что, в свою очередь, влияет на модель. Предполагается, что модель можно рассчитывать ежегодно, меньший временной период – квартал или полугодие - не позволяют эффективно оценить текущую ситуацию, например, правительство может изменить закон, а последствия такого изменения проявятся через полгода.

В таблице № 1.2 предлагается оценка модели по нескольким важным показателям – общая ситуация в туризме, ресурсы, сопутствующая инфраструктура. Безусловно, можно этот список расширить. Хочется добавить, что представленная схема не несет статистической нагрузки. Это экспертное мнение (заключение) по ситуации, связанной с состоянием и развитием туристской индустрии.

Оценка проводится единовременно с привлечением специалистов в области туризма, это:

- работники национальной туристской администрации;

- сотрудники туристских фирм (операторы и агентства);

- сотрудники предприятий инфраструктуры (гостиниц, транспорта, питания, досуга, музеев и пр.);

- ученые и эксперты, занимающиеся туризмом (историки, экономисты, юристы, социологи, международники);

- сотрудники министерств и ведомств, связанных с обслуживанием туризма (МВД, МИД, энергетика, коммунальное хозяйство, торговля, банки и финансы и др.);

- преподаватели учебных заведений, специализирующихся в подготовке кадров для туристской сферы);

- представители неправительственных организаций (ассоциаций, союзов).

Чем квалифицированнее будут представители, тем, конечно, точнее окажется оценка модели. Вначале рассматриваются отдельные индикаторы и их оценка ведется по десятибалльной системе: 0 – низкий уровень показателя, 10 – высокий уровень показателя, промежуточные цифры характеризуют состояние модели от неэффективной к эффективной (плохого - хорошему). Затем все суммируется и делится на число индикаторов – так вычисляется средний показатель по среднеарифметической простой формуле:

Этот средний показатель и будет характеризовать модель. Чем выше цифра, тем лучше состояние модели.

Что необходимо рассматривать, чтобы рассчитать модель? Текущую ситуацию в туризме, которая характеризуется наличием всех элементов.

Прежде всего, это политико-правовые аспекты функционирования туризма. Здесь экспертам следует высказать свое мнение о наличии и качестве законодательства и нормативной базы, регулирующей туризм, насколько сложны или просты туристские формальности (визы, таможня, пограничный/полицейский и медицинский/санитарный контроль, вывоз валюты), как государство проводит политику в сфере туризма (как лоббируются интересы туризма, как представлен глава туристской отрасли в правительстве). Не менее важным следует оценить влияние частного сектора (в лице различных ассоциаций) и неправительственных организаций на функционирование туристской отрасли, их авторитет и возможности содействовать в разрешении проблем/конфликтов.

Лицензирование и сертификация – этот аспект особо важен, поскольку напрямую связан с определением легального статуса и деятельности. Как сложно/просто их получить, какие барьеры стоят перед турфирмами – все это необходимо отразить в цифровых показателях (повторяю, чем ближе к нулю – тем сложнее, хуже). Также следует рассмотреть состояние, связанной со стандартизацией туруслуг, гостиниц и пр., то есть существуют ли государственные нормативы, нормы в оценке стандартов, как они применяются.

Экономические аспекты отражают наличие и состояние комплекса элементов, регулирующей хозяйственную деятельность субъектов туризма. Конечно, налогообложение – фактор, прямо связанный с развитием всех предприятий туризма. В Узбекистане существует ряд льгот, которые имеют стимулирующее воздействие. Такая же ситуация связана с таможенными тарифами для предприятий, ввозящих оборудование для собственных производственных нужд. Другое дело, что существуют некоторые проблемы в ввозе/вывозе товаров как для резидентов, так и не резидентов. И все это необходимо отразить в таблице оценок.

Инвестиции (объем) в инфраструктуру туризма (причем как за счет внутренних, так и внешних источников), а значит, определить вообще общеинвестиционный климат в стране. Индикатор “страхование” предполагает рассмотреть страховой бизнес, тарифы, и оценить, насколько развит этот сектор услуг в стране и каковы его возможности оказания помощи национальным туристам за рубежом. Ценообразование – доступны ли услуги туризма для местных и иностранных туристов.

Еще один показатель данного сегмента исследования – это вовлеченность местного населения в туристический процесс. В Узбекистане, например, отмечается тенденция, когда турфирмы используют ресурсы местных территорий/общин, но само население не получает никакой выгоды от этого.

Следующий сегмент – социальные аспекты туризма. Экспертам необходимо дать ответ, как местное население относится к визитам на их территорию, существует ли ксенофобия, ненависть к иностранцам, в том числе гражданам своей страны, но из других регионов/областей. Далее: оказывает ли туризм влияние на возрождение кустарно-ремесленнических форм производств, народных промыслов (то есть приобретают ли посетители продукцию, произведенную местными мастерами).

Следует уделить особое внимание криминальной обстановке. Здесь пригодятся данные полиции об общей численности правонарушений, в том числе совершенных в отношении иностранцев. Несомненно, нельзя упускать из виду то, как правоохранительные органы ведут борьбу с преступностью и раскрывают преступления, проводят профилактические мероприятия, особенно в туристские сезоны.

И последнее, в данном сегменте – как туризм способствует повышению образования населения, квалификации работников, прямо и косвенно связанных с обслуживанием визитеров.

Следующий аспект связан с использованием ресурсов туризма. Тут следует уточнить, что есть понятие “потенциальные возможности”, а есть понятие “использование” и порой их смешивание приводит к искажению показателей. Например, государство Оман имеет возможность развивать пляжный туризм, но эта форма отдыха не нашла здесь масштабного развития. Бутан может предложить краеведческие туры, однако правительство установило квоты на въезд иностранцев. В Монголии нет водоемов, поэтому смешно говорить о развитии в этой стране водного туризма.

В связи с этим экспертам следует оценивать, как реально используются ресурсы, а не говорить о том, что есть большие возможности у страны – в этом и заключается сущность модели, что все дается в текущей действительности.

Отметим особенности транспорта как ресурса туризма. Когда речь идет об авиации, то следует учесть не только количество, частоту и географию полетов внутри Узбекистана, но и за пределы республики (международные рейсы). С другой стороны, следует оценить тип воздушного судна, качество обслуживания борту, а также наземной службы, в частности, продажу и бронирование авиабилетов, цена на услуги. Все эти факторы играют важную роль в развитии туризма и нельзя недооценивать негативные/позитивные срезы для туристического процесса.

Автобусный транспорт – самый массовый во внутреннем туризме: им пользуются как иностранцы, так и местные жители. В связи с оценкой этого средства передвижения, следует рассмотреть тип автобусов, систему обслуживания (наличие заправок, проблемы с топливом, запчастями, ремонт). Для легковых автомобилей особую важность играет комфорт и качество автодорог.

Железнодорожный транспорт – тип вагонов, охват региона, доступность билетов. Морской/речной – это типы судов, комфортабельность, география плавания, доступность цен и билетов. Что касается гужевого, то в настоящее время этот вид транспорта используется исключительно как вид приключения (конный спорт, горный треккинг, путешествия по пустыне и т.п.), а не средства передвижения. И, скорее всего, этот индикатор будет показывать оценку, приближенной к нулю.

Следующий ресурс – средства размещения. Предполагается рассмотреть наличие и использование гостиниц как туристского/бюджетного класса, так и бизнес- и люкс-класса. Оценке должны подвергнутся ведомственные, коммунальные, частные отели и гостевые дома. Отдельно необходимо рассмотреть кемпинги, дома отдыха и курорты. Кстати, каждая страна располагает специфическими средствами размещения, чего нет в других странах, например, в Узбекистане возрождаются караван-сараи, в Казахстане и Кыргызстане предлагается проживание в юртах, на островах Тихого океана – в бунгало, в тропических государствах – в жилищах на деревьях.

Между тем, речь идет не только о количестве таких учреждений и их территориальном размещении, но и качестве обслуживания, системе бронирования и размещения. Здесь хорошо бы знать данные социологических исследований, которые часто проводятся в гостиничных хозяйствах с целью выявления изъянов в работе и повышения сервиса – они позволили бы подойти к оценке и с точки зрения клиентов.

Объекты питанияэто ресурс, которым пользуются как иностранные, так и местные посетители. Кафе, бары, столовые, рестораны – все должно быть оценено в таблице. Можно отдельно сказать о национальных столовых – чайхана – в Узбекистане, пабах – в Великобритании или приготовлении пищи на открытых участках – на поле, в степи, в горах.

Затронем такой элемент, как объекты досуга и развлечения. Индустрия развлечения по-разному развито в странах мира. Аттракционы существуют практически везде, мало стран, где отсутствуют парки культуры и отдыха. Но есть и специфика функционирования этой индустрии: например, в Узбекистане запретили бильярд и здесь нет казино, в то время как в Казахстане и Туркменистане эти заведения получили развитие. Ночные клубы, варьете и мьюзик-холы – новое направление для постсоветских стран, но “старая” индустрия для европейских государств.

Как посещают туристы выставки, кинотеатры и театры, стадионы и тренажерные залы – это сегмент для следующей оценки.

Объекты достопримечательности следует делить на две сферы – искусственные, то есть созданные в результате человеческой деятельности, и естественные – созданные природой. Может показаться странным, что среди памятников истории и религии “затесалось” культура, быт, традиции населения, однако следует помнить, что это также является особенностью человеческой деятельности. Национальное проживание, кухня, обряды пользуются особым интересом среди визитеров, интересующихся этнографией.

Естественные объекты – это горы, степи, водоемы и пр., и как они используются в туризме.

Последний элемент, который входит в модель туризма – это отрасли, которые являются смежными для туристкой индустрии и без которых невозможно ее функционирование. Здесь подразумевается состояние энергетики, финансов (в том числе обмена валют, оплаты услуг, работы банков), безопасности и общественного порядка (таможня, полицейский учет), медицины и страхового дела, связи и средств массовой информации.

Некоторые предлагают включить такие отрасли, как сельское хозяйство (поставка продуктов), обрабатывающую промышленность (сувениры, текстиль, электроника), однако товары этой отрасли можно импортировать и порой они не всегда оказывают достаточного влияния. Однако это не означает, что их следует игнорировать, если значение данных отраслей для туризма велико, то необходимо включить значения в национальную модель.

Таблица № 1.2.

Оценка модели туризма в Центрально-Азиатских государствах, на начало 2003 года, мнения национальных и международных экспертов

Индикаторы

Узбекистан

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

1.

Политико-правовые аспекты функционирования туризма

Законодательная и нормативная база

5

6

6

5

2

Туристские формальности

3

4

7

6

2

Влияние и авторитет частных туристских организаций

2

5

6

7

1

Политика государства в сфере туризма

3

5

6

4

3

Лицензирование туристской деятельности

3

5

7

3

2

Сертификация и стандартизация в туризме

3

5

5

3

2

Средняя оценка

3,1

5

6,1

4,6

2

2. Экономические аспекты функционирования туризма
Налогообложение и таможенные тарифы

6

4

5

6

4

Кредитование и банковское участие в туризме

2

6

4

2

4

Инвестиции в туризм

5

6

4

2

5

Привлечение населения в туризм в качестве формы занятости и источника доходов

3

6

5

4

1

Страхование

4

5

5

4

3

Цены на услуги объектов туризма

3

4

7

8

6

Средняя оценка

3,8

5,1

5

4,3

3,8

3. Социальные аспекты развития туризма
Отношение местного населения к туристам (дружелюбие/ксенофобия)

7

7

8

7

7

Возрождение ремесел и народных промыслов

7

7

7

6

5

Поддержка/разрушение традиций и уклада жизни местного населения

8

6

5

6

7

Криминальная ситуация

6

5

6

4

7

Повышение образования/квалификации

4

6

5

3

1

Средняя оценка

6,4

6,2

6,2

5,2

5,4

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

4. Индустрия туризма
Транспорт:  
- авиация

5

6

4

3

3

- автобусный транспорт (свыше 10 человек)

7

7

4

2

3

- автомобильный транспорт (до 10 человек)

6

7

7

3

4

- железная дорога

5

7

3

3

2

- морской/речной транспорт

-

6

3

1

3

- гужевой

<1

<1

~1

~1

~1

Средства размещения:  
- гостиницы и отели от трех звезды и выше

7

7

6

2

7

- гостиницы бюджетного/туристского класса (до трех звезд)

7

7

4

4

5

- кемпинги и автокемпинги

1

4 3 1 1
- дома отдыха/курорты

6

5 5 3 1
Объекты питания:  
- рестораны, в том числе в гостиничной системе

4

6

5

3

3

- кафе и бары

3

7

5

4

4

- столовые, чайхана и др. заведения общественного питания

3

4

4

4

3

Объекты досуга и развлечения:  
- аттракционы

4

5

4

1

2

- парки культуры и отдыха

6

7

5

3

6

- дискотеки, ночные клубы, боулинги, бильярдные

2

8

8

4

4

- казино

-

6

5

1

4

- варьете, мьюзик-холы

<1

7

5

<1

<1

- кинотеатры

<1

<1

<1

<1

<1

- театры, цирк

3

4

2

1

1

- выставки

1

1

1

1

1

- стадионы, спортплощадки, тренажерные залы, солярии

4

5

2

1

1

Объекты достопримечательностей:  
Искусственные:  
- памятники старины (истории)

9

6

5

5

4

- объекты культа, святыни

10

4

4

4

4

- музеи (природы, краеведческие, истории, спорта)

4

6

6

3

1

- археологические раскопки

2

2

1

3

1

- национальная культура, традиции, быт, кухня населения

8

7

8

8

7

- ремесла и промыслы

7

6

7

7

7

Естественные:  
- горы и горные хребты

5

6

7

7

-

- водоемы (озера, водохранилища, реки, моря)

4

7

6

7

4

- пустыни и полупустыни

3

3

-

-

6

- степи и луга

4

6

6

-

1

Средняя оценка

4,4

5,3

4,4

3,0

3,1

5. Инфраструктура, поддерживающая туризм
Дороги и магистрали

6

5

3

3

2

Энергетика и коммунальная служба

7

7

5

4

6

Безопасность и общественный порядок

8

5

5

6

9

Финансы (банки, обменные пункты, банкоматы)

3

8

7

4

1

Связь и коммуникации

5

7

5

3

1

Средства массовой информации/реклама

2

4

3

2

1

Торговля/шопинг

3

6

6

4

1

Медицина, страховка

2

4

3

1

1

Образование, наука, технологии

5

6

5

3

1

Средняя оценка

4,5

5,7

4,6

3,3

2,5

Общее число баллов

248

315

277

202

180

ИТОГО (ОЦЕНКА МОДЕЛИ)

4,3

5,4

4,8

3,6

3,2

Как видно из таблицы № 1.2, все модели не обладают высокими показателями своего развития. Наилучшие цифры на общем фоне отмечаются у Казахстана и Кыргызстана, но это, как отмечают эксперты, связано с демократическими реформами в политической сфере и либерализацией экономики, что в меньшей степени отмечается в трех других Центрально-Азиатских государствах.

Такая оценка экспертов позволяет судить, что правительства еще не все сделали для повышения эффективности туристского процесса, полного использования ресурсов.


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz