ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТУРИЗМА В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Тамила АБДУЛЛАЕВА,

докторант Университета г.Бордо (Франция),

Алишер ТАКСАНОВ, Ph.D. (Economics),

Ассоциация путешественников “Рабат Малик” (Ташкент)

Определение понятия “модель туризма” в теоретическом аспекте

В последнее время в научной и практической литературе, связанной с туризмом, появился термин “национальная модель туризма”, которой авторы стремятся охарактеризовать социально-экономические и политико-правовые процессы, происходящие в этой сфере, выявить специфику и особенность, которая разительно отличает национальный туризм от туризма других стран. Между тем, никто не дает конкретной (числовой) характеристики этого понятия, в связи с чем порой трудно осознать особенности развития туристской индустрии каждого государства, ее роли в экономике. Чаще всего все сводится к обобщению экономических показателей туризма, географическому ранжированию страны и ее туристских зон.

Несомненно, это весьма важная часть в исследованиях, поскольку она позволяет определить степень развития туризма, влияния на происходящие общественные процессы. Более того, в практической плоскости такие индикаторы необходимы: многие туроператоры используют качественные характеристики страны, ее отраслей гостеприимства с целью установления и развития сотрудничества, включения государств в программы туристских маршрутов, в решении об инвестициях и капиталовложениях.

Так что такое национальная модель туризма? Рассмотрим вначале суть этого понятия. С одной стороны, это упрощенная схема человеческого восприятия происходящих в туризме явлений и процессов, которая позволяет отследить движение турпродукта по всем ступеням (отраслям, сферам) и выявить факторы, влияющие на это развитие туризма (политические, экономические, социальные и пр.). С другой стороны, это структура, обеспечивающая вовлечение в экономический процесс всех ресурсов туризма – предприятий, достопримечательностей, людей, природы, государственного механизма.

Кроме того, если невозможно рассмотреть национальную модель в числовом значении, то в качестве построения общей схемы развития туризма можно использовать данные о существующих турах, памятниках, природных объектах, статистике визитов и вклада индустрии гостеприимства в экономику страны.

Безусловно, каждая страна располагает своими особенными – национальными – чертами, и факторами этих особенностей являются:

Историческое развитие страны, богатство культурного наследия. Страны, история которых насчитывает тысячелетия, располагают огромным потенциалом и наследием, имеющих особый интерес у туристов (Египет, Ирак, Мексика, Китай, Индия, Центральная Азия и др.) и, естественно, обладающих притягивающей силой. Но даже те государства, которым несколько столетий и даже десятилетий могут предоставить свою историю, интересную для туристов, все зависит от умения преподнести (продать) турпродукт.

Национальное наследие – это этот фактор, который определяет статус и мощь государства, и чем больше будет стремление показать его миру, сделать доступным для всего человечества, тем сильнее станет туристская сфера.

Экономическое положение страны. Туристская индустрия будет развиваться тогда, когда существует соответствующие экономические условия – стимулирующие налоги, льготные кредиты, значительные внутренние и иностранные инвестиции и пр. Не менее важным следует считать состояние инфраструктуры, обслуживающей прямо или косвенно туризм (дороги, энергетика, коммуникации и пр.).

Политическая ситуация в государстве и нормативно-правовые условия для развития туризма. Порой это один из важнейших факторов, поскольку политическая нестабильность может свести к нулю развитие туризма, даже если вся страна сплошь и рядом утыкана гостиницами, объектами досуга, памятниками истории, святыми местами. Вспомним, что террористический акт на острове Бали привел к резкому падению иностранных туристских прибытий и инвестиций в Индонезию, последующему экономическому кризису, безработице. Гражданские войны в Таджикистане, Руанде, Сомали, конфликтная ситуация на Ближнем Востоке (в частности, Израиль-Палестина, Ирак) также не способствовали эффективному развитию туризма.

С другой стороны, авторитаризм, хотя и он и стремится к политической стабильности и военно-полицейскими методами удерживает ее, однако не вызывает энтузиазма у туристов, особенно воспитанных в демократическом духе. Поэтому диктаторские страны (Латинская Америка, Испания в период Франко, ряд стран Африки, Северная Корея, Туркменистан и другие) остаются порой вне зоны туристских прибытий, они сознательно игнорируются подавляющей частью мирового туризма.

Общества, где царствует закон, более стабильно и более привлекательно для визитов: турист знает, что всегда можно за помощью обратиться к закону. Если традиции сильнее, то туризм развит слабее, ибо иностранца всегда можно наказать за то, что он нарушил неписаные правила поведения, неформальные законы (это касается стран с восточной деспотией). Социологи отмечают, что в этих обществах сильные влияния криминала или консерватизма, которые нисколько не способствуют туризму. Поэтому ситуация, связанная с законностью и силой права, весьма важна для исследовательской оценки. Кроме того, если право предоставляет частному бизнесу большие возможности, то следует ждать серьезных инвестиций в туризм.

Социальная обстановка в стране, национальная специфика. Конечно, этот фактор также влияет на состояние внутреннего и международного туризма. Ксенофобия – первый антипод туризма, и в зависимости от уровня гостеприимства, дружелюбия местного населения следует рассчитывать на объем туристских визитов, стремление иностранцев познакомится с местной культурой, вникнуть в специфику национальных традиций. Следует сказать, что не существует государств/территорий, обедненных культурой или историей, есть просто до конца не раскрытые общества, не познанные миром.

Экология. Раньше этот фактор не принимался в расчет, многие эксперты считали, что туризм не сильно связан с охраной окружающей среды. Между тем, все меньше людей хотят посещать загрязненные города и территории, они ищут экологически чистые районы, которых с каждым годом становится все меньше. Когда СМИ заговорили о том, что даже Эльбрус завален туристскими отходами, стало ясно: необходимо развивать экологически устойчивый туризм. Те страны, которые сохранили девственные территории, могут рассчитывать на значительный объем туристских прибытий, а значит, и поступлений в местную экономику.

Природные/естественные условия страны. Как ни странно, не только леса, горя, водоемы и равнины с богатой флорой и фауной могут привлекать туристов, особенно озабоченных экологией или увлекающихся природными турами. Существует немало программ, предлагающих путешествия по пустыням, снежным равнинам, то есть те “окраины” земли, куда редко вступает нога человека. Поэтому страны, территория которых на 90% состоят из песка или снега, также способны развивать туризм, и повторяю: все зависит от стремления и желания государств, его политики по привлечению туристов и инвестиций.

Значение туризма в национальной экономике

Говоря о роли туризма в экономике страны, хотелось бы предостеречь восхитительные эпитеты некоторых экспертов в отношении увеличения доли этого сектора в валовом национальном продукте. Существует мнение, что чем больше туризм создает ВНП, тем сильнее страна, тем сильнее эта отрасль, и тем, естественно, лучше. При этом они ссылаются на статистические данные, мол, в некоторых государствах туризм создает до 30% ВНП, а в островных государствах/территориях эта цифра достигает 80-90%.

Как бы не были высокими эти показатели, они характеризуют однобокость экономики и, несомненно, ее уязвимость. Ведь туризм – это “капризная” отрасль и любое незначительное колебание из-за негативных факторов может сильно ударить по экономике страны. Приведем в пример ту же самую Индонезию, где взрыв в ночном дискоклубе унес жизни нескольких десятков человек и одновременно лишил работы более 300 тыс. индонезийцев. В Египте в 1997 году террористы напали на туристов возле пирамид, после чего наступил экономический кризис (экономика зависела от туризма), и государству пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить доверие к стране у иностранцев. Действия сепаратистов в Испании, фундаменталистов в Алжире и Пакистане, партизан на Филиппинах, наркокартелей в Колумбии и других странах Латинской Америки, Африки сводят на нет все действия правительства по укреплению международного туризма.

Кроме политического фактора, негативную роль могут сыграть валютные кризисы, транспортные блокады, стихийные и техногенные бедствия, ухудшившиеся климатические и криминогенные условия и многое другое. Поэтому туризм не должен доминировать в национальной экономике, правительству необходимо иметь план альтернативного развития, если ухудшиться общая обстановка для туризма. Следует заметить, что сам туризм также может выступать альтернативой для замены агрессивных форм экономики (скажем, экстенсивного сельского хозяйства, добывающей промышленности).

Туризм является основным там, где нет ресурсов для развития иных отраслей, в частности, такая ситуация отмечается на островных государствах (Тринидад-и-Тобаго, Гавай, Ямайка и др.). Поэтому это вынуждает население искать менее капиталоемкие, но в тоже время доходные сектора экономики. А если этому способствует благоприятный природный климат, то нет противопоказаний для развития туризма. Только следует учесть, что массовый туризм порождает деградацию культурного, национального наследия, население отказывается от прежнего уклада жизни, приспосабливается к новым условиям. Возможно, это последствия глобализации, и туризм играет в этом не последнюю роль.

Как же определять роль и значение туризма? Это не столь сложно, если правительство располагает соответствующей статистикой (см. таблицу № 1.1). Другое дело, что статистика не всегда может раскрыть все процессы, происходящие в сфере туризма. Возьмем, к примеру, Узбекистан. До настоящего времени нет данных о количестве туристов, прибывающих в республику. Таможенные, пограничные, полицейские органы, дипломатические представительства, а также транспортные компании (авиация, железная дорога – основные перевозчики туристов) и обслуживающие предприятия (гостиницы) дают различные данные по числу визитов в страну и выезда за пределы Узбекистана. Отсутствие единого миграционного подхода не позволяет, таким образом, определять объемы туризма. Не зная количества туристов, трудно представить себе, каковы размеры их трат, сколько зарабатывают предприятия и население, каковы доходы государства.

Несомненно, туризм должен быть легальной сферой деятельности, и от наличия соответствующих законов, нормативно-правовых актов (например, постановлений Кабинета Министров, Указов Президента, даже приказов/распоряжений национальной туристской администрации, коим в Узбекистане является Национальная компания “Узбектуризм”) зависит официальный статус туристских предприятий и все занятых в них. Между тем, количество документов не всегда характеризуют их качество, порой закон слабее подзаконных актов, а простой приказ министра вносит сумятицу в бизнес. Однако подобные качественные аспекты – что существенно важно! - можно определить при расчетах национальной модели (об этом будет сказано ниже).

Сложности у статистики вызывают расчеты, связанные с определением доли туризма в национальной экономике. Необходимо наличие базовых показателей, которых, к сожалению, в Узбекистане нет, так как не существуют (об этом было сказано выше) точных цифр об объемах визитов в страну, экспорта-импорта туристских услуг, загрузке всех гостиниц, численности занятых (прямо и косвенно), поступлениях в бюджет от туристской деятельности. Говоря о последнем факторе, то здесь существует несколько причин: во-первых, предприятия питания, торговли, досуга, автотранспорта не делают различий между национальными и иностранными туристами и в связи с этим не дифференцируют доход от продаж товаров, услуг; во-вторых, подавляющая часть визитеров меняет валюту на черном рынке, тем самым не позволяя определить объемы валютных поступлений в страну (косвенно можно определять по таможенным декларациям); в-третьих, если известно количество работающих в гостиницах, турбазах, курортной системе, турфирмах, то сложнее определить тех, кто косвенно обслуживает туризм – ремесленники, повара, музыканты, таксисты, парикмахеры и другие. И самое важное, туризм, как и любая другая сфера экономики, имеет теневые отношения, иное дело, что рамки (размеры) этих отношений зависят от общей экономической ситуации в стране. Чем прозрачнее финансовые потоки и эффективнее государственный менеджмент, тем меньше коррупции и “тени” в туризме.

Таблица № 1.1.

Значение туризма в экономике пяти Центрально-Азиатских государств

Индикаторы*

Узбекистан

Казахстан

Кыргызстан

Таджикистан

Туркменистан

Доля туризма в валовом национальном продукте, в %*

<1

>1

2,6

<3

>3

Доля национального туризма в мировом туризме, в %

<1

<1

<1

<1

<1

Поступления от туризма, млн. долл.

~30

~60

30,9

2,2

10,1

Численность занятых в туризме, тыс. человек*

60,3

43,0

19,2

6,1

6,9

- прямо

10,3

8,0

7,0

2,1

2,9

- косвенно

50,0

35,0

12,2

4,0

4,0

Численность туристов, тыс. чел.*

1250

228

75,5

80

420

- иностранцев, прибывших в страну

600

56

60

20

300

- национальных граждан, выехавших в другие страны

650

162

15,5

60

120

Число отраслей, связанных с туризмом

20

25

15

10

7

Численность предприятий, имеющих лицензии на туристскую деятельность

~400

425

120

30

29

Количество законов и нормативных актов, регулирующих туристскую деятельность, ед.

12

15

18

10

7

Численность хозяйствующих субъектов (имеющих лицензию на туристскую деятельность), ед.

390

425

120

30

30

Загруженность гостиниц, в %**

40

45

37

30

19

Размеры теневой экономики в туризме, в %*

>40

<20

<20

<10

>30

*Оценки ориентировочные (в национальных туристских администрациях пяти республик совершенно разное понимание этих показателей, что приводит к усложненной сопоставимости); **усредненные данные.

В таблице № 1.1 показано, что система туризма в Центральной Азии имеет различные экономические показатели, это связано с отсутствием у республик единого стандарта в подсчетах.


Rambler's Top100 Rambler's Top100