Статья публикуется с любезного разрешения журнала "Экономические стратегии", лето 2001


Выбор будущего,
или между заводом и компанией

Борис Дука,
консультант по управлению Исследовательско-консультационной фирмы "Альт"

Начало Продолжение1

Реструктуризация бизнеса

Концентрация на приоритетных видах бизнеса

Когда завод производит, пусть даже в одном цехе, радиоприемники, электрооборудование для автомобилей и светофоры - это значит, что у завода три разных вида бизнеса, потому что в данном случае его продукция выпускается для трех разных групп потребителей. Соответственно возникает вопрос о развитии этих видов бизнеса и распределении ресурсов между ними. Ресурсы - это не только деньги, самым ценным ресурсом является персонал.

Типична ситуация, когда собственник или менеджер перераспределяют ресурсы с прибыльного вида бизнеса на убыточный. Это может происходить как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне владельца нескольких предприятий, ни чем иным, кроме общего "хозяина", не связанных. В случае, если нет четкого представления о том, ради чего, сколько времени и в каких объемах поддерживается убыточный бизнес, могут погибнуть все - "плохой" бизнес, потому что он заранее обречен, и "хороший", потому что ему не дают развиваться.

Существует три основных подхода к распределению ресурсов между видами бизнеса:

1) "Затыкание дыр". Ресурсы в срочном порядке направляются туда, где они необходимы. Подобная стратегия позволяет решить сегодняшнюю проблему, но завтра трудностей будет в два раза больше.

2) Отказ от перекрестного финансирования. Для каждого вида бизнеса открывается субсчет компании в банке. Все поступления за продукцию, платежи за материалы, выплата заработной платы и так далее для данного производства будут идти только с его расчетного счета. Бизнес при этом может и не являться юридическим лицом, официально такой расчетный счет - это просто один из счетов компании. В этом случае ее руководство увидит, кто и сколько денег приносит компании. Появляется очень важная возможность естественного отбора: если ресурсы не будут перераспределяться директивно, в первую очередь выживут те виды бизнеса, которые сильнее на данный момент времени.

3) Концентрация на главном. Выделенные приоритетные виды бизнеса обеспечиваются ресурсами в первую очередь, возможно, даже за счет других направлений. На наш взгляд, это наиболее конструктивный подход, который позволяет управлять бизнесом осознанно, то есть понимая, чего и когда необходимо достичь. При этом ведение учета по каждому отдельному виду бизнеса все равно является обязательным.

Определение приоритетных видов бизнеса - сложная и ответственная задача, подходы к решению которой могут быть индивидуальны в каждом конкретном случае. Общим является то, что окончательный выбор делается на основе качественных оценок, и даже в случае построения бизнес-планов по каждому отдельному направлению, основой расчета являются экспертные оценки. К принятию подобных стратегических решений необходимо привлекать максимально возможное количество специалистов (внутренних и внешних), так как оценки отдельных людей могут существенно разниться.

Можно выделить основные факторы, которые необходимо учитывать при определении перспективных видов бизнеса (см. схему 1):

- конкурентная позиция данной продукции на мировом рынке;
- перспективы рынка;
- необходимый объем инвестиций для развития бизнеса;
- синергетический эффект существования данной совокупности видов бизнеса;
- существующая и потенциальная рентабельность данной продукции.

Привлекательность рынка высокая ................... ................... .................. .................. ................
средняя ...................... .................. ....................... .....................  
низкая ................. ..................... ...................... ................... ................
 

слабая

...защищаемая...

благоприятная

сильная

лидирующая

  Конкурентоспособность

 

...... продажа или ликвидация бизнеса............. ...... углубленный анализ............... ....... приоритетный бизнес

Схема1. Матрица "General Elektric-McKinsey": оценка видов бизнеса

Продолжение следует


НИЖЕГОРОДСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИКМ - Интернет-клуб маркетологов

Консультационный центр менеджмента MC&MA- ГЛАВНАЯ ////Последний номер журнала MC&MA

Глоссарий по менеджменту