Статья публикуется с любезного разрешения журнала "Экономические стратегии", лето 2001
Выбор будущего,
или
между заводом и компанией
Борис
Дука,
консультант по управлению
Исследовательско-консультационной
фирмы "Альт"
Начало Продолжение1
Реструктуризация бизнеса
Концентрация на приоритетных видах бизнеса
Когда завод производит, пусть даже в одном цехе, радиоприемники, электрооборудование для автомобилей и светофоры - это значит, что у завода три разных вида бизнеса, потому что в данном случае его продукция выпускается для трех разных групп потребителей. Соответственно возникает вопрос о развитии этих видов бизнеса и распределении ресурсов между ними. Ресурсы - это не только деньги, самым ценным ресурсом является персонал.
Типична ситуация, когда собственник или менеджер перераспределяют ресурсы с прибыльного вида бизнеса на убыточный. Это может происходить как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне владельца нескольких предприятий, ни чем иным, кроме общего "хозяина", не связанных. В случае, если нет четкого представления о том, ради чего, сколько времени и в каких объемах поддерживается убыточный бизнес, могут погибнуть все - "плохой" бизнес, потому что он заранее обречен, и "хороший", потому что ему не дают развиваться.
Существует три основных подхода к распределению ресурсов между видами бизнеса:
1) "Затыкание дыр". Ресурсы в срочном порядке направляются туда, где они необходимы. Подобная стратегия позволяет решить сегодняшнюю проблему, но завтра трудностей будет в два раза больше.
2) Отказ от перекрестного финансирования. Для каждого вида бизнеса открывается субсчет компании в банке. Все поступления за продукцию, платежи за материалы, выплата заработной платы и так далее для данного производства будут идти только с его расчетного счета. Бизнес при этом может и не являться юридическим лицом, официально такой расчетный счет - это просто один из счетов компании. В этом случае ее руководство увидит, кто и сколько денег приносит компании. Появляется очень важная возможность естественного отбора: если ресурсы не будут перераспределяться директивно, в первую очередь выживут те виды бизнеса, которые сильнее на данный момент времени.
3) Концентрация на главном. Выделенные приоритетные виды бизнеса обеспечиваются ресурсами в первую очередь, возможно, даже за счет других направлений. На наш взгляд, это наиболее конструктивный подход, который позволяет управлять бизнесом осознанно, то есть понимая, чего и когда необходимо достичь. При этом ведение учета по каждому отдельному виду бизнеса все равно является обязательным.
Определение приоритетных видов бизнеса - сложная и ответственная задача, подходы к решению которой могут быть индивидуальны в каждом конкретном случае. Общим является то, что окончательный выбор делается на основе качественных оценок, и даже в случае построения бизнес-планов по каждому отдельному направлению, основой расчета являются экспертные оценки. К принятию подобных стратегических решений необходимо привлекать максимально возможное количество специалистов (внутренних и внешних), так как оценки отдельных людей могут существенно разниться.
Можно выделить основные факторы, которые необходимо учитывать при определении перспективных видов бизнеса (см. схему 1):
- конкурентная позиция
данной продукции на мировом рынке;
- перспективы рынка;
- необходимый объем инвестиций для
развития бизнеса;
- синергетический эффект
существования данной совокупности
видов бизнеса;
- существующая и потенциальная
рентабельность данной продукции.
Привлекательность рынка | высокая | ................... | ................... | .................. | .................. | ................ |
средняя | ...................... | .................. | ....................... | ..................... | ||
низкая | ................. | ..................... | ...................... | ................... | ................ | |
слабая |
...защищаемая... |
благоприятная |
сильная |
лидирующая |
||
Конкурентоспособность |
...... | продажа или ликвидация бизнеса............. | ...... | углубленный анализ............... | ....... | приоритетный бизнес |
Схема1. Матрица "General Elektric-McKinsey": оценка видов бизнеса
Продолжение следует
НИЖЕГОРОДСКИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИКМ - Интернет-клуб маркетологов
Консультационный центр менеджмента MC&MA- ГЛАВНАЯ ////Последний номер журнала MC&MA