Организация - это группа людей, члены которой имеют хотя бы одну общую цель, для достижения которой они работают совместно. А управление организацией - это деятельность по координации людей, направленная на достижение этой цели.      

Посмотрите внимательнее на эти определения из теории менеджмента. Вам не кажется, что они хорошо подходят к работе любого учителя?

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ или 100 СОВЕТОВ ЛЮБИМЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Совет 11. Помните, что все ваши ученики по крайней мере талантливы.

Несколько лет назад я проходил годовую стажировку по психологии в НГЛУ, в ходе которой необходимо было прослушать один из психологических курсов.  Я выбрал курс "Формирование нравственности на основе христианской морали", который предлагали специалисты из США. Там я услышал такую историю.

Молодой преподаватель поступил работать в один из Христианских университетов США. Декан факультета уже в первый день определил этому преподавателю  вести занятия с тремя группам - первой, третьей и шестой.

На следующий день к молодому преподавателю прибежал возбужденный коллега: "Я добивался Первой группы пять лет, почему ее дали вам, хотя у вас практически нет никакого опыта". "А в чем собственно дело? - спросил молодой преподаватель. "Группа Номер Один - это элитная группа, студентов в эту группу отбирают со всего университета", - возмущался  коллега. "А вести занятия в этой группе удостаиваются  только самые лучшие преподаватели," - прозвучало  уже за захлопнувшейся в сердцах дверью.

Через две недели начались занятия.  Молодой преподаватель любил свою работу, среди близких людей  он шутил: "Мне нравится проводить время со своими студентами, удивительно, что за эту работу еще платят деньги". Студенты  третьей   и шестой групп занимались достаточно старательно, но молодежь не следует судить  очень строго: у нее всегда чуть - чуть не хватает времени  именно на учебу - хочется все успеть, а день такой короткий.

Но вот наступил торжественный момент, когда на урок впервые пришла группа НОМЕР ОДИН. "Когда они стали входить в класс, - рассказывает преподаватель, - мне показалось, что воздух в аудитории как будто наэлектризовался.  Это студенты были действительно необычные люди. Они не просто занимались -  заучивали и воспроизводили пройденный материал, они, в первую очередь, нестандартно мыслили, каждый из студентов элитной группы имел свою  совершенно необычную точку зрения на изучаемый предмет. Каждое занятие с ребятами из Первой Группы для меня было как светлый праздник." 

В конце первого семестра преподаватель зашел отчитаться к декану.  "Огромное вам спасибо за  то, что вы доверили мне, начинающему преподавателю,  Первую группу," - выпалил он еще с порога . "Я не понимаю, о чем вы говорите?" - с удивлением спросил руководитель.  "Как не понимаете? Я говорю об элитной группе НОМЕР ОДИН!" Когда декан уяснил о чем идет речь, он улыбнулся, достал журналы успеваемости по другим предметам и показал результаты студентов из Первой группы. Они ничем не отличались от оценок студентов из других групп, даже где-то были похуже. "Действительно, до этого года мы практиковали отбор студентов в элитную группу, однако это отрицательно сказывалось на средней успеваемости университета в целом, и в этом году мы отказались от этой затеи", - сообщил изумленному преподавателю декан. "Вот оказывается в чем дело, - подумал преподаватель, - теперь понятно, почему ко мне больше не приходил с разбирательствами коллега." После разговора с деканом он, не помня себя, пришел к себе в кабинет и стал лихорадочно восклицать про себя: "Этого все-таки не может быть! Здесь какая-то ошибка!" Он достал рефераты по последней теме, которые написали студенты всех трех его групп. С правой стороны от себя он положил пачку рефератов студентов Первой группы, а с левой сложил в одну стопку вместе рефераты третьей и шестой групп. И даже когда он пытался ладонью прижать рефераты студентов из Первой группы, все равно стопка этих рефератов была в два раза толще, чем стопка рефератов студентов двух других, как он считал обыкновенных  групп.

И ТОГДА НАШ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ПОНЯЛ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ ОТКРЫТИЕ -  ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО НЕ ТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, НА КОТОРЫЕ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СПОСОБЕН, А РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ ОТ НЕГО ОЖИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ.

Он понял, что собственно произошло.  Дело в том, что от студентов из группы Номер Один он заранее ожидал великолепных результатов, и они эти результаты показали. он относился к студентам из этой группы как к необычным людям, и они доказали, что действительно отличаются от всех других.

 К   студентам же из третьей и шестой групп он относился как к обычным, если не сказать заурядным студентам, и они вели себя как самые обыкновенные студенты.

Сначала рассказанная  история  мне показалась больше похожей на легенду, однако жизнь доказывает обратное: на филологический факультет НГЛУ поступают студенты с результатами, чуть с худшими, чем на другие факультеты: там ниже конкурс, чем на переводческом и английском педагогическом. Однако через короткое время студенты этого факультета, за редким исключением,  становятся все поголовно способными, жаждущими хорошо заниматься, и это объясняется теми высокими требованиями, которые предъявляются к каждому будущему филологу. А вот другой пример. В прошлом году  ко мне на предмет по выбору записались студенты из разных учебных групп со всех пяти факультетов НГЛУ, включая около десятка студентов и с филологического факультета. Поскольку предмет самоменеджмент интересует не всякого студента, я полагал, что ко мне пришли будущие филологи хотя и из разных студенческих групп, но со схожими интересами, которых по каким-либо причинам интересовала редкая, мало разработанная на сегодняшний день тема.  Какого же было мое изумление, когда, придя в деканат выставлять оценки, я обнаружил, что все до одного студента с филологического факультета  были из одной учебной группы. Декан же факультета Глинских Георгий Васильевич нисколько не удивился: "Студенты этой группы очень дружны между собой." Именно это было причиной, что они все пришли на мой предмет.

Спрашивается, какое отношение все рассказанное имеет к менеджменту? Самое прямое. Менеджер  должен владеть современными инструментами управления (а преподаватель не должен забывать, что он тоже руководит своим классом), в частности, знать методы мотивации своих подчиненных. Один из  таких методов основан на  теории ожиданий Виктора Врума. Согласно этой теории, мотивация  к труду зависит от ряда составляющих, в частности, от ожидания подчиненных, надеющихся,  что затраченные ими усилия на работу дадут желаемые результаты.

Как следует из  истории, рассказанной преподавателем Христианского университета, при добавлении к собственным ожиданиям личности  ожиданий ее наставника,  результаты могут быть удвоены.

Как часто родители, не замечая этого сами, внушают дочери или сыну: "Ты середнячок". Это внушение часто сопровождает человека всю жизнь.

Помните, что все ваши ученики по крайней мере талантливы.

            В споре рождается истина. Если вы в чем-то не согласны с автором, пишите, интересно будет узнать ваше мнение.

Владимир ТОКАРЕВ.



Найти:на:
Хостинг от uCoz
Хостинг от uCoz