Организация - это группа людей, члены которой имеют хотя бы одну общую цель, для достижения которой они работают совместно. А управление организацией - это деятельность по координации людей, направленная на достижение этой цели.
Посмотрите внимательнее на эти определения из теории менеджмента. Вам не кажется, что они хорошо подходят к работе любого учителя?
КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ или 100 СОВЕТОВ ЛЮБИМЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Совет 11. Помните, что все ваши ученики по крайней мере талантливы.
Несколько лет назад я проходил годовую стажировку по психологии в НГЛУ, в ходе которой необходимо было прослушать один из психологических курсов. Я выбрал курс "Формирование нравственности на основе христианской морали", который предлагали специалисты из США. Там я услышал такую историю.
Молодой преподаватель поступил работать в один из Христианских университетов США. Декан факультета уже в первый день определил этому преподавателю вести занятия с тремя группам - первой, третьей и шестой.
На следующий день к молодому преподавателю прибежал возбужденный коллега: "Я добивался Первой группы пять лет, почему ее дали вам, хотя у вас практически нет никакого опыта". "А в чем собственно дело? - спросил молодой преподаватель. "Группа Номер Один - это элитная группа, студентов в эту группу отбирают со всего университета", - возмущался коллега. "А вести занятия в этой группе удостаиваются только самые лучшие преподаватели," - прозвучало уже за захлопнувшейся в сердцах дверью.
Через две недели начались занятия. Молодой преподаватель любил свою работу, среди близких людей он шутил: "Мне нравится проводить время со своими студентами, удивительно, что за эту работу еще платят деньги". Студенты третьей и шестой групп занимались достаточно старательно, но молодежь не следует судить очень строго: у нее всегда чуть - чуть не хватает времени именно на учебу - хочется все успеть, а день такой короткий.
Но вот наступил торжественный момент, когда на урок впервые пришла группа НОМЕР ОДИН. "Когда они стали входить в класс, - рассказывает преподаватель, - мне показалось, что воздух в аудитории как будто наэлектризовался. Это студенты были действительно необычные люди. Они не просто занимались - заучивали и воспроизводили пройденный материал, они, в первую очередь, нестандартно мыслили, каждый из студентов элитной группы имел свою совершенно необычную точку зрения на изучаемый предмет. Каждое занятие с ребятами из Первой Группы для меня было как светлый праздник."
В конце первого семестра преподаватель зашел отчитаться к декану. "Огромное вам спасибо за то, что вы доверили мне, начинающему преподавателю, Первую группу," - выпалил он еще с порога . "Я не понимаю, о чем вы говорите?" - с удивлением спросил руководитель. "Как не понимаете? Я говорю об элитной группе НОМЕР ОДИН!" Когда декан уяснил о чем идет речь, он улыбнулся, достал журналы успеваемости по другим предметам и показал результаты студентов из Первой группы. Они ничем не отличались от оценок студентов из других групп, даже где-то были похуже. "Действительно, до этого года мы практиковали отбор студентов в элитную группу, однако это отрицательно сказывалось на средней успеваемости университета в целом, и в этом году мы отказались от этой затеи", - сообщил изумленному преподавателю декан. "Вот оказывается в чем дело, - подумал преподаватель, - теперь понятно, почему ко мне больше не приходил с разбирательствами коллега." После разговора с деканом он, не помня себя, пришел к себе в кабинет и стал лихорадочно восклицать про себя: "Этого все-таки не может быть! Здесь какая-то ошибка!" Он достал рефераты по последней теме, которые написали студенты всех трех его групп. С правой стороны от себя он положил пачку рефератов студентов Первой группы, а с левой сложил в одну стопку вместе рефераты третьей и шестой групп. И даже когда он пытался ладонью прижать рефераты студентов из Первой группы, все равно стопка этих рефератов была в два раза толще, чем стопка рефератов студентов двух других, как он считал обыкновенных групп.
И ТОГДА НАШ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОНЯЛ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ ОТКРЫТИЕ - ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ЧАЩЕ ВСЕГО НЕ ТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, НА КОТОРЫЕ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СПОСОБЕН, А РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ ОТ НЕГО ОЖИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ.
Он понял, что собственно произошло. Дело в том, что от студентов из группы Номер Один он заранее ожидал великолепных результатов, и они эти результаты показали. он относился к студентам из этой группы как к необычным людям, и они доказали, что действительно отличаются от всех других.
К студентам же из третьей и шестой групп он относился как к обычным, если не сказать заурядным студентам, и они вели себя как самые обыкновенные студенты.
Сначала рассказанная история мне показалась больше похожей на легенду, однако жизнь доказывает обратное: на филологический факультет НГЛУ поступают студенты с результатами, чуть с худшими, чем на другие факультеты: там ниже конкурс, чем на переводческом и английском педагогическом. Однако через короткое время студенты этого факультета, за редким исключением, становятся все поголовно способными, жаждущими хорошо заниматься, и это объясняется теми высокими требованиями, которые предъявляются к каждому будущему филологу. А вот другой пример. В прошлом году ко мне на предмет по выбору записались студенты из разных учебных групп со всех пяти факультетов НГЛУ, включая около десятка студентов и с филологического факультета. Поскольку предмет самоменеджмент интересует не всякого студента, я полагал, что ко мне пришли будущие филологи хотя и из разных студенческих групп, но со схожими интересами, которых по каким-либо причинам интересовала редкая, мало разработанная на сегодняшний день тема. Какого же было мое изумление, когда, придя в деканат выставлять оценки, я обнаружил, что все до одного студента с филологического факультета были из одной учебной группы. Декан же факультета Глинских Георгий Васильевич нисколько не удивился: "Студенты этой группы очень дружны между собой." Именно это было причиной, что они все пришли на мой предмет.
Спрашивается, какое отношение все рассказанное имеет к менеджменту? Самое прямое. Менеджер должен владеть современными инструментами управления (а преподаватель не должен забывать, что он тоже руководит своим классом), в частности, знать методы мотивации своих подчиненных. Один из таких методов основан на теории ожиданий Виктора Врума. Согласно этой теории, мотивация к труду зависит от ряда составляющих, в частности, от ожидания подчиненных, надеющихся, что затраченные ими усилия на работу дадут желаемые результаты.
Как следует из истории, рассказанной преподавателем Христианского университета, при добавлении к собственным ожиданиям личности ожиданий ее наставника, результаты могут быть удвоены.
Как часто родители, не замечая этого сами, внушают дочери или сыну: "Ты середнячок". Это внушение часто сопровождает человека всю жизнь.
Помните, что все ваши ученики по крайней мере талантливы.
В споре рождается истина. Если вы в чем-то не согласны с автором, пишите, интересно будет узнать ваше мнение.
Владимир ТОКАРЕВ.
|