Дайте свободу своим внутренним силам
· Внутренние силы дремлют внутри нас - создайте же им условия, чтобы они могли раскрыться
· Если времени на переподготовку катастрофически не хватает - выполняйте два дела одновременно
Преподаватель отличается от студента лишь тем,
что узнает новый материал на одну ночь раньше
Из высказываний педагога со стажем
История про "вечерников"
Когда я "служил" на оборонном предприятии, в моем подчинении была группа специалистов, которые одновременно работали и учились примерно на одном курсе вечернего отделения университета. У меня была возможность наблюдать за ними. Мои "вечерники" (а некоторые из них уже имели семьи) постоянно жаловались на нехватку времени: "Эта учеба нас просто выматывает. Вот как закончим институт, сразу осуществим свои накопившиеся желания, а их у нас так много!"
Долгожданное время пришло - "вечерники" закончили вуз и получили красивые дипломы. Через некоторое время я спросил своих подчиненных: "Ну что, теперь у вас достаточно времени, чтобы реализовать свои мечты?" Их ответ тогда сильно меня удивил: "Мы сами не понимаем, что произошло. Сегодня, когда вроде бы не нужно бежать на лекции после работы, мы совсем перестали читать, про кино и театры даже не вспоминаем. Приходишь домой, ложишься как убитый на диван и до ночи пялишься в "ящик". Вот когда мы учились - всюду хотелось успеть, это было самое прекрасное время в нашей жизни, но оно уже никогда не повторится" …
Человек - это сложная система, состоящая из тесно взаимосвязанных составляющих: когда вы физически здоровы - поднимается настроение, если придумали что-то оригинальное - физическая усталость проходит и появляется желание трудиться даже поздним вечером.
Моих бывших подчиненных во время учебы в университете питала внутренняя творческая энергия, она поддерживала их, позволяла преодолеть усталость от хронического недосыпания. Они учились, потому что им хотелось учиться, но в то же время они боялись пропустить что-то интересное в жизни. Из-за обилия разнообразных дел все элементы системы постоянно были в тонусе, и это помогало им преодолеть трудности напряженного повседневного бытия. Когда же они перестали учиться, какие-то элементы системы ослабли, отрафировались, в результате жизненные интересы сузились, ограничившись работой и домом.
Быть может, кому-то из моих читателей сегодня уже много лет, но проблема не в физическом возрасте. Вам кажется, что сил нет, учиться уже поздно, но это не так. Когда вы ввергните себя в новую сферу деятельности, под воздействием обучения новому "задремавшие" элементы проснуться, ваша система снова станет гибкой и сама будет первым помощником в преодолении возникающих трудностей второй карьеры. Сам процесс освоения новой профессии придает дополнительные силы, и вновь, как в далекой молодости, хочется жить полной жизнью - кто это испытал, меня хорошо понимает.
Доверяйте своему бессознательному
Первый год моей работы на новом месте (специалиста по полупроводникам приняли старшим преподавателем кафедры менеджмента ВВАГС) случайно совпал для меня … со сносом нашего садового участка. В ту далекую осень 92 года (как много прошло с тех пор разных событий!) мне нужно было срочно выполнить массу физической работы - разобрать старую дачку, вскопать новый участок, который нам предоставили взамен старого, в связи с проведением противооползневых работ. Вручную перевести на новый участок кучу бревен и железа (недалеко от нас сносили дома), чтобы хватило материала на строительство домика.
Как быть? С одной стороны, у меня предстояли большие домашние хлопоты, связанные с работой в саду, а с другой стороны, нужно было срочно готовиться к лекциям по теории управления - учебный год уже начался, часть лекций у меня была написана, но не читать же "молодому" преподавателю авторский курс по бумажке. Когда выпадали дождливые выходные дни, я упорно писал свой авторский курс по теории менеджмента дальше, но где было взять время, чтобы заучить материал совершенно новой для меня дисциплины. А поскольку по образованию я "технарь", а не гуманитарий, то было еще масса дополнительных проблем с качеством устного изложения нового материала. Времени на все не хватало.
Однако цейтнот оказался моим хорошим помощником. Пока я, выполняя садовые работы, как маленький грузовичок перевозил на ручной тележке разнообразный груз на место будущего садового строительства, у меня было достаточно времени, чтобы "в пути" по памяти самому себе рассказывать вслух те лекции, что уже были написаны (перед каждой такой поездкой я их специально прочитывал). Такие многочисленные "саморассказы" были полезны вдвойне - лучше усваивался новый материал и одновременно развивались навыки устной речи. После рассказа очередной лекции самому себе я проверял по тексту - что плохо запомнилось, правильно ли я рассказал по памяти какие-то важны моменты. Это была хорошая школа.
Садовые работы я давно забросил (являюсь ярым поборником глубокого разделения труда), однако привычка совмещать "физические" и умственные дела осталась у меня до сих пор и постоянно меня выручает в трудную минуту. Если предстоит какое-либо движение (пешком или на транспорте) - это хорошее время для продумывания новых статей, проработки "ждущих в подсознании своего часа" недодуманных мыслей.
Очевидно, что при приобретении новой профессии никто не создаст вам особых условий для переподготовки. Однако в течение дня вы совершаете множество дел автоматически (моете посуду, едете в транспорте и т.д.), когда управление вашими действиями происходит на бессознательном уровне. Используйте благодатные способности своего организма - доверяйте своему бессознательному, и тогда у вас появится время для интеллектуального овладения вашей второй карьерой.
Только, прошу вас, не совершайте сложных мыслительных операций, когда переходите дорогу, и тогда у вас обязательно все получится!
Владимир ТОКАРЕВ