ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Галина Мальцева,

проректор ВГУЭС

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СФЕРА И НИОКР

Десять лет реформ привели российскую экономику в состояние глубочайшего кризиса. Налицо беспрецедентное сокращение производства и экономической активности, пятикратное снижение производственных капитальных вложений, разрушение платёжной системы и денежного обращения. Технологические сдвиги приобрели явно регрессивный характер и за прошедшие пять лет выразились в быстрой деградации ее технологической структуры.

Наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства, что выразилось в "откате" России по уровню их развития на 15-25 лет. Большинство современных высокотехнологических производств свёрнуто, их вытеснили с внутреннего рынка импортные аналоги.

При нормальном течении структурного кризиса сокращение экономической активности не должно свёртывать прогрессивные производства нового технологического уклада, имеющих потенциал роста на рынке и способных стать "локомотивами" будущего экономического развития страны.

Напротив, в условиях экономического спада и депрессии, периодически имеющих место в странах с развитой рыночной экономикой, обычно наблюдается рост производства принципиально новых товаров, подъём инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. Происходит переток капитала из устаревших производств в новые, ибо продолжение инвестирования в традиционных направлениях оказывается более рискованным, чем инвестиции в инновации.

Нынешняя экономическая ситуация кардинально отличается от классически описываемых депрессионных процессов по всем показателям. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом фактически наблюдается аномальная тенденция: темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли.

Если в развитых странах Запада, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на НИОКР составляют 2,2% ВВП, в государствах "Большой семерки" - 2,4%, а в США - 2,6%, то в России этот показатель находится на уровне 0,7-0,9%.

По оценкам экспертов Института экономического развития Всемирного Банка, в 2000-2005 гг. увеличение объёмов НИОКР на 0,1% в семи ведущих странах мира будет увеличивать их факторную производительность на 0,18%. В странах, осуществляющих переход к модели интенсивного использования инвестиций, факторный эффект от увеличения НИОКР составит 0,02%, а в странах с преимущественно экстенсивным использованием естественных факторов производства – только 0,005%.

Это означает, что уровень рисков НИОКР в большинстве стран с развивающимися рынками в 36 раз выше, чем в семи ведущих индустриальных государствах.


В российской экономике в течение 90-х гг. удельный вес расходов на науку постоянно сокращалась, что является одним из существенных отличий от системных кризисов мировой системы капитализма в 70-80-е годы. Страны Запада использовали научно-иссле-довательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) как средство выхода из кризиса и перехода к новому типу воспроизводственного процесса.

Инновационная активность предприятий резко упала. В конце 80-х гг. доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 70% (в развитых странах эта доля превышает 70%), то ко второй половине 90-х гг. она снизилась до 22,4. Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась почти на треть, на эту же величину увеличилась энергоёмкость производства.

О слабости российских предприятий в сфере высоких технологий свидетельствуют данные (см. табл.) о структуре финансирования НИОКР основных промышленных отраслей за счёт собственных средств национальных компаний (1997).

Структура финансирования НИОКР за счёт собственных

средств компаний (100 % для каждой отрасли)*

Отрасли

США

ЕС

Япония

Китай

Россия

Электротехника

44,7

25,9

18,3

3,6

0,3

Энергетическое машиностроение

62,3

23,1

12,3

0,2

0,8

Транспортное машиностроение

41,1

28,3

24,2

0,9

1,1

Аэрокосмическая

78,2

20,4

0,2

0,0

0,7

Медицинская

46,3

26,5

21,4

0,2

0,3

Химические продукты

35,4

26,2

27,5

1,5

1,3

Средства связи

47,8

22,1

23,6

0,7

0,9

Компьютеры

72,5

11,3

14,7

0,0

0,1

Типографское оборудование

19,8

61,6

14,6

0,0

0,1

Всего:

52,6

27,3

16,8

0,9

0,85

* World Economic and Social Servey 1997. UN., 1998.

В условиях, когда предприятия не могут вкладывать большие ресурсы в НИОКР, а также в больших объёмах покупать результаты инновационных разработок, государство должно выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ. Для этого целесообразно создавать систему фондов, которые бы выдавали за счёт бюджета кредиты или безвозмездные субсидии предприятиям для целевого использования – финансирования исследований и разработок. Создание системы таких фондов по отраслям народного хозяйства (медицина, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды и т.п.) могло бы приблизить механизмы финансирования науки к рынку и децентрализовать принятие решений по вопросам финансирования разработок.

Такой опыт в России имеется, хотя масштабы финансирования невелики. Так, для координации усилий по повышению эффективности НИОКР при Министерстве экономики и промышленности Российской Федерации создан республиканский фонд НИОКР. Курирует этот фонд координационный совет.

В 1999 г. из 175 млн рублей централизованной части фонда на финансирование инвестиционных программ выделено свыше 100 млн рублей. Всего было профинансировано 29 проектов. Самый значительный их них – "Сертификационные испытания самолета Ту-214" КАПО им. Горбунова. В числе получивших поддержку фонда – научно-производственный центр ГИПО, научно-исследовательский технологический институт вычислительной техники, ГУП ПО "Завод и Серго" и др. Кроме того, финансировалась Государственная программа развития науки по приоритетным направлениям, уставная и научно-организационная деятельность указанного фонда.

За счёт нецентрализованной части, остающейся в распоряжении предприятий, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы направлено 360 млн руб.

Координационный совет признал работу фонда удовлетворительной и рассмотрел около 20 новых инвестиционных проектов. Положительную оценку получили более половины из них. Это, к примеру, "Разработка и освоение выпуска малогабаритных установок и машин" ОКБ "Сокол", "Комплекс НИОКР по энергетической программе и совершенствованию технологии" Набережночелнинского хладокомбината "Холод", расширение производства стальных бочек" ООО "Батыр" и др. Особое внимание заслужил проект АО "Нижнекамскнефтехим" "Организация производства бутадиенового каучука СКД-К". Реализация этого проекта, по мнению специалистов, позволит получить экологически чистую резину. Принято решение выделить средства "Татхиминвестхолдингу" для доработки инвестиционных проектов в области химии и нефтехимии.

Для обеспечения эффективного использования финансовых средств республиканского фонда НИОКР, уже в ближайшее время начнётся формирование инвестиционных приоритетов и целевой программы НИОКР на 2001 г.

Для обеспечения возвратности выделяемых фондом НИОКР средств (сегодня этот показатель составляет лишь 12%), ко всем представленным инвестиционным проектам будут предъявляться более жёсткие требования: обоснование не только целесообразности проекта, но и твёрдых гарантий возврата кредита. В то же время решено упростить процедуру соискания заёмных средств. Предполагается введение трехуровневой системы оценки инвестиционных проектов. Вначале достаточно изучения самой идеи. Если она будет признана советом жизнеспособной, то авторам будет предложено обосновать её экономически.

Советом фонда была рассмотрена методика разработки бизнес-плана инвестиционного проекта, выполненная Госинпром КНИАТом. В ней отражены современные требования к данному документу, который является необходимым условием для получения широкомасшабных инвестиций.

 

Введены показатели для оценки эффективности проекта и требования по расчёту точки безубыточности, организации производства, анализу и страхованию рисков. Отмечено, что методика предназначена для предприятий и организаций, которые самостоятельно разрабатывают бизнес-планы.

Следует отметить, что в сфере НИОКР существует довольно жёсткая конкуренция. Сложилось три мировых центра конкуренции, среди которых важное место занимает Европа. Европейским союзом сформированы специальные программы, направленные на повышение конкурентоспособности Европы в борьбе со своими главными конкурентами США и Японией.

В феврале 1998 г. Европейским Союзом была утверждена "Пятая европейская рамочная программа по НИОКР" ("5th Framework R&D Program"), практическая реализация которой будет осуществлена в 1999-2004 гг. В рамках программы предполагается окончание отдельных европейских программ по НИОКР (таких, как Esprit и ТАР), а также начало тематических программ по раскрытию ресурсов для жизнеобеспечения и экосистемы, созданию дружественного для пользователей информационного общества.


"Пятая европейская рамочная программа по НИОКР" будет фокусировать внимание участников на исследовании процессов бизнеса, средств информационной технологии, технологического и организационного менеджмента. Одним из основных перспективных направлений в распространении информационных технологий признано использование сетей "Internet" и "Web" и других электронных средств.

Специалисты отмечают, что конкурентная борьба в информационном обществе обеспечит взаимосвязь огромного количества разнообразных промышленных отраслей и секторов, заинтересованных в использовании информационной технологии как нового метода организации бизнеса.

Цель НИОКР по новой программе – интеграция преимуществ цифровой технологии и мультимедиа для развития сетей и сервисных услуг в целом ряде отраслей: здравоохранении, административном управлении, транспорте, торговле товарами и сервисными услугами, издательском деле, информационном обеспечении, образовании, языкознании и т.д.

В мае 1998 г. Европейский Парламент утвердил предложения Комиссии по правилам участия в программе фирм, университетов или научно-исследовательских центров, координации их деятельности по реализации проектов, в том числе по распространению результатов НИОКР на единой законодательной базе. Большое внимание уделяется реализации мультипартнёрских проектов, финансируемых EC и выполняемых различными государствами. Парламент одобрил меры, упрощающие процедуры заключения соглашений по выполнению проектов программы, рассмотрению и принятию поданных Комиссией предложений, а также анализу причин неудачных предложений.

"Пятая европейская рамочная программа" взяла за основу правила, используемые в ныне действующей четвертой программе. Основа отбора проектов НИОКР – это заявки, обеспечивающие равные возможности для всех участников научных исследований. Все научно-исследовательские консорциумы, участвующие в проектах НИОКР, носят транснациональный характер. Контракты на проведение НИОКР заключаются на основе правовой базы и утверждённых реальных смет. Консорциумы имеют право не только использовать, так и распространять результаты НИОКР.

Пятая программа предусматривает устранение недостатков предыдущей программы. Поставлены следующие основные задачи: 1. Ликвидация дублирования путём лучшей координации НИОКР. 2. Обеспечение гибкости программы на основе мониторинга результатов научно-исследовательской деятельности в реальном времени. 3. Устранение сложных организационных процедур по рассмотрению предложений, уменьшение объёмов "бумажной" работы, упрощение терминологии.

Бюджет "Пятой европейской рамочной программы по НИОКР" составил 14 млрд ЭКЮ (ныне – евро), включая 1,26 млрд ЭКЮ на ядерную программу "Euratom". Даже с учётом инфляции бюджет пятой программы ниже объёма финансирования предыдущей европейской программы по НИОКР. В результате продолжительных дебатов в Европейском Парламенте финансирование трёх основных областей НИОКР – управление ресурсами жизнеобеспечения, энергетика и охрана окружающей среды – было сокращено. Финансирование так называемой программы создания информационного общества составило 3,3-3,9 млрд ЭКЮ.

По мнению брюссельской консалтинговой фирмы OTR S.А., информационная технология – это отрасль, финансирование НИОКР которой никогда не должно быть сокращено, ибо снижение объёмов финансирования приведёт к отставанию в глобальной технологической конкурентной борьбе. Европе сегодня принадлежит 46% мирового рынка информационных технологий, но не более 15% их производства. Хотя доля разработок новой продукции составляет не менее 50% бюджета на научные исследования во Франции и Германии, но в США и Японии она превышает 60%. Торговый и платежный баланс ЕС по продукции и услугам новых технологий разительно уступает показателям остальных участников мирового рынка, а дефицит баланса авиакосмического сектора за последние 10 лет увеличился в 10 раз. С 1980 г. ЕС отстаёт от всех конкурентов, включая США и развивающиеся страны Азии, по общим затратам на НИОКР, выраженным как доля валового национального продукта. Причём, США уже увеличивают бюджеты на НИОКР.

Интересно отметить, что в качестве необходимого условия конкурентоспособности в нынешних условиях на первый план выходят процессы интернационализации инновационной деятельности.

Тенденция интернационализации экономических процессов является одной из основополагающих в формировании и развитии мирового хозяйства. Либерализация международных экономических отношений стала основным механизмом развития глобальной экономики и экономической интеграции различных стран. Постоянно повышающаяся степень открытости мирового хозяйства стимулирует его развитие, затрагивая все существенные компоненты жизни человеческого общества. По данным Всемирной торговой организации с 1950 по 1998 гг. объёмы мирового экспорта повысились в 18 раз, а мирового экспорта промышленных товаров – в 34 раза.

В настоящее время наступила новая фаза интернационализации мировой экономики. Формирование новой экономической инфраструктуры основывается на выделении качественно новых видов товаров – результатов интеллектуальной деятельности. Транснациональное производство таких товаров не связано ни с исчерпанием ограниченных природных ресурсов, ни с ограблением национальных экономик слаборазвитых стран, ни с использованием дешевой и неквалифицированной рабочей силы. Двигателями принципиально нового типа интернационализации являются экспоненциальный рост распространённости информационных и телекоммуникационных технологий и неуклонная либерализация мировых рынков труда и капитала. Лидерами подобной интернационализации выступают США и Япония (по данным “Eurostat” в 1998 г. доля экспорта США в мировом экспорте товаров достигла 16,3%, а Японии – 9,3%).


Рассмотрим процессы и механизм интернационализации инновационной деятельности на примере Японии. Интернационализация инновационной составляющей в деятельности крупных предприятий в этой стране достаточно сложна и включает пять стадий.

Первая стадияотбор технологии. На этой стадии компания сосредотачивается на развитии организационных систем с целью сбора научно-технической информации и информации об изделии для использования её в организации производства изделия в Японии. Компании могут командировать специалистов с целью поиска и сбора определённых технологий. Другой путь - открытие отдельных офисов в США и Европе, которые занимаются только просмотром технологий. Компании комплектуют персонал этих офисов, прежде всего, из своих соотечественников.

Вторая стадиясоздание организационной системы для поддержки передачи технологии на производственные мощности за границей. Большинство компаний создают специальный департамент технологии стандартного японского типа, в котором каждая главная фабрика поддерживается отделом технологии или лабораторией, способствующей процессу развития технологии и возрастающему улучшению изделия. В некоторых компаниях эти департаменты технологии занимаются незначительными модификациями технологий изделия, чтобы удовлетворить местные рынки, хотя производство новых изделий остаётся сконцентрированным в Японии. Эти отделы обычно укомплектовываются собственными кадрами, хотя местные специалисты также могут быть приняты на работу.

Формальное учреждение НИОКР-лабораторий начинается только на третьей стадии. Но во многих японских компаниях заграничная лаборатория, несмотря на то, что она называется центром НИОКР, де-факто осуществляет незначительные исследования или развитие продукта. Вместо этого она служит для выполнения широкого спектра других действий: технической кооперации с поставщиками, поддержки передачи технологии в производство, поддержки перекрестного лицензирования.

На четвёртой стадии, заграничные научно-исследовательские лаборатории сосредотачиваются на развитии новых изделий, что становится их главной задачей. Лаборатории воплощают то, что вообще определяется как интернационализация НИОКР.

Пятая стадия расширяет их стратегическую задачу, чтобы охватить фундаментальные исследования, где лаборатория участвует в прогрессивном транснациональном разделении развития технологии в пределах компании.

Японская модель интернационализации отличается несколько от модели, используемой в транснациональных корпорациях США, которая сегодня главенствует при интернационализации НИОКР. Есть четыре типа заграничных средств обслуживания технологии в американской транснациональной корпорации: СПТ (секция передачи технологии), поддерживающая передачу изделия и производственных технологий от материнской фирмы к производственному филиалу; МСТ (местная секция технологии), которая отвечает за развитие нового изделия для местного рынка; ГСТ (глобальная секция технологии), отвечающая за развитие новых продуктов для всемирных рынков; и ОСТ (общая секция технологии), выполняющая фундаментальные исследования, для развития прогрессивной технологии, которая будет применяться во всем мире

Типология интернационализации развития технологии в японских фирмах имеет некоторое родство с американской моделью. Вторая стадия соответствует СПТ, а пятая стадия - ГСТ. Однако на японский путь интернационализации существенным образом повлияли два фактора. Это большая зависимость от экспортно-ориентированных стратегий для проникновения на международные рынки и относительно больший опыт Японии в развитии инновационной сферы, внедрении нововведений.

Общехозяйственные процессы глобализации и либерализации мировой экономики не оставили в стороне и инновационную деятельность. Основное преимущество транснационализации инновационной деятельности заключается в возможности и необходимости приобретать нужные технологические решения на едином глобальном рынке результатов интеллектуального труда (РИТ), не создавая их только за счёт своих внутренних накоплений.

Практика транснациональной инновационной деятельности знает четыре формы приобретения РИТ: лицензирование; прямые иностранные инвестиции; совместные предприятия; слияние.

Сегодня наиболее прогрессивной формой интернационализации инновационной деятельности считается слияние компаний. Подготовленный международной группой по корпоративным финансам КПМГ "Обзор 2000" показывает, что с 1998 по 1999 г. объём международных сделок по слиянию и поглощению вырос с 541 млрд долл. до 798 млрд. Для достижения конкурентоспособности на мировых рынках наукоёмких технологий сегодня необходимо обладать размером портфеля патентов порядка сотен и тысяч. Посредством лицензирования, например, приобрести такое количество патентов невозможно. Слияние же фирм на базе объединения их патентных портфелей позволяет приобрести монопольное право на высокоэффективную деятельность в определённом секторе мирового рынка. По числу таких сделок слияния лидирует Западная Европа, на долю которой приходится 73% их мирового объёма.


К сожалению, в России не созданы предпосылки для широкомасштабного слияния компаний. Более того, эта проблема в отечественной экономической литературе даже не рассматривается.

Интересной формой проникновения на мировой рынок являются прямые инвестиции в реализацию конкретного инновационного проекта. В этом случае инвестор получает или часть исключительных прав на создаваемые в ходе проекта объекты интеллектуальной собственности или определённую долю от продаж продукции, производимой по полученной технологии. Такая форма предоставляет инвестору значительный контроль над процессом создания новой технологии и его результатом с небольшой опасностью утечки технической или коммерческой информации. Эта форма, конечно, не может обеспечить быстрого проникновения на иностранные рынки вследствие высоких затрат на организацию зарубежного производства и системы продвижения и реализации товара на рынке. Кроме того, высоки риски экономического и политического происхождения.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций может базироваться на интенсификации капитала. Она связана с увеличением числа национальных отраслей, строящих свою стратегию на достижении эффекта преимуществ от факторной дифференциации. Для этого должна быть создана капиталоёмкая система производства; субъекты хозяйствования способны и готовы нести высокие затраты на НИОКР, на национальном уровне функционирует развитая система подготовки высококвалифицированных кадров; за счёт производительности труда растёт лично располагаемый доход; рост квалификации, образования, культуры сопровождается ростом потребностей; постоянно повышается уровень конкуренции на внутреннем рынке.

Дифференцированные технологии, обеспечивающие возможность углубленной производственной специализации, позволяют национальным фирмам добиваться конкурентных преимуществ на мировом рынке за счёт создания товаров с новыми потребительскими свойствами, следовательно, нового масштаба потребления и уровня цен.

В 90-х годах ХХ века в общей структуре инвестиционных расходов на НИОКР частные инвестиции составляют 30-40 %. На долю компаний из промышленно развитых стран приходится около 92-95 % частных инвестиций, причём более 2/3 расходов были вложены в программы годовой стоимостью свыше 100 млн долл., что позволяет реализовать комплексный подход к инновационному инвестированию. В странах с развивающимися рынками таких проектов очень мало.

Во второй половине ХХ в. во всех индустриально развитых странах доля государственных расходов на научные исследования была выше, чем частных фирм. Это связано с тем, что инвестиции в НИОКР имеют более высокую норму риска, чем другие виды инвестиционных расходов. Однако переход к новому воспроизводственному процессу на основе внедрения дифференцированных технологий ведёт к тому, что по оценкам экспертов в 2000-2005 гг. темпы прироста частных капиталовложений в НИОКР будут в 2-2,5 раза выше, чем государственных. При этом рынки наукоёмких производств России и Китая являются рискованными, ибо затраты по инвестированию НИОКР за счёт собственных средств в 100-104 раза меньше, чем в американских и 55 раз – чем в европейских компаниях. Это объясняется тем, что структура государственных НИОКР строится на другой системе предпочтений, чем частных. Первые исходят из приоритета проблем национальной безопасности, вторые – создания и удержания конкурентных преимуществ на потребительском рынке.

Наращивая объёмы НИОКР, ряд национальных экономик могут столкнуться с такой формой экономических рисков как "разоряющие инновации". Классическим примером является опыт СССР, вложившего в создание высоких военных технологий огромные инвестиционные ресурсы, которые не были востребованы в отраслях гражданского производства. В результате объём социальных, политических и экономических рисков достиг критического уровня. Практически все индустриально развитые страны в 80-90-х гг. ХХ века испытали на себе "эффект разоряющего роста", вызванного чрезмерным увеличением расходов на НИОКР, прежде всего, в военной сфере. Такой эффект обусловлен целым рядом особенностей функционирования инновационного капитала.

При переходе к модели воспроизводства национальной экономики на основе дифференцированных технологий изменяются механизмы государственного регулирования рынка. Распределение капитала, протекционизм, лицензионный контроль, экспортные субсидии теряют свою эффективность. На передний план выходят меры, связанные с такими формами косвенного регулирования, как государственное страхование рисков национальных субъектов хозяйствования при инвестировании ресурсов в создание наукоёмких факторов производства; государственная поддержка национальных производителей в создании новых сегментов на мировом рынке; развитие корпоративной системы производства, в которой средний и мелкий бизнес в значительной мере определяют уровень инновационных преимуществ крупных фирм.

Сегодня для РФ решающее значение должна иметь государственная научно-техническая политика. Государство может и должно играть решающую роль в процессе формирования национальной научной и инновационной стратегии.

Это не должно ограничиваться прямым финансированием НИОКР. Важно усилить косвенное государственное регулирование научной сферы. Эта сфера должна подпадать под налоговый иммунитет на всех уровнях, то есть не должна считаться предпринимательской деятельностью. Одной из важнейших мер по совершенствованию сферы НИОКР должно стать дальнейшее формирование и развитие регламентирующего законодательства и, в частности, отечественного государственного контрактного права. Нуждаются в проработке и меры по поддержке изобретателей. Надо возрождать практику формирования творческих коллективов, в которых последние могли бы занимать достойное место, с широким финансированием НИОКР из бюджетных источников. Важным направлением должно явиться субсидирование расходов, направленных на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения за рубежом.

Надо принять комплекс мер, направленных на повышение значимости высшей школы в НИОКР. Это будет способствовать увеличению темпов научно-технического прогресса, а также будет создавать финансовую базу развития вузов страны.


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права

Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz