ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Дмитрий Попов,
профессор ХГАЭП

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И СТРУКТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ РОССИИ

В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Окончание

Институциональная трансформация

Исследователи, политики, дипломаты, деловые люди сходятся во мнении, что углубляющийся процесс глобализации делает необходимым разработку и соблюдение участниками международных отношений базовых универсальных правил и норм, обеспечивающих не только баланс интересов, но и благоприятные предпосылки для развития всех участников.

В докладе института социального развития при ООН, подготовленного для Всемирной встречи на высшем уровне (Копенгаген, март 1995), подчёркивается: "Преобразования последних лет принимают неодинаковые формы в разных странах, но намечается по крайней мере шесть тенденций, определяющих процесс институциональных изменений: распространение либеральной демократии, преобладание рыночных сил в экономике, интеграция в мировой экономике, трансформация систем производства и рынка рабочей силы; быстрота технологического обновления, революция средств массовой информации и засилье идеологии потребительства.

Перед Россией в этом контексте стоят две задачи: первая - формирование собственных институтов, соответствующих современной рыночной экономике. Вторая - их адаптация в систему международных институтов. Нужна принципиально новая институциональная структура экономики, эффективная институциональная среда. В условиях рынка экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек (издержек по обслуживанию сделок), плохо определённых прав собственности, ненадёжных контрастов, в мире рисков и неопределённости.

Базовой категорией институциональной экономической теории и фундаментальной единицей институциональной структуры выступает институт. Основатель институциализма Т. Веблен определял институты как комплекс привычных способов мышления и общепринятого поведения, это свод официальных и неофициальных правил игры, способов ведения дел и управления трансакциями.

Институциональная среда общества – это фундаментальные политические, социальные, юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена (конституциональное, избирательное, имущественное, контрактное право); правила, регулирующие отношения в публичной сфере (теория общественного выбора); правила, регулирующие отношения в частной сфере (теория прав собственности); правила поведения экономических агентов на контрактной основе (теория корпорации, теория регулирующих структур); негласные правила поведения экономических агентов (обычаи, традиции, моральные установки, религиозные заповеди).

Центральным пунктом институциональной теории и практики выступают трансакционные издержки.

Трансакция - это сделка, требующая определённых издержек. Трансакционные издержки включают в себя: а) издержки на информацию (затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, товарах, услугах, о поставщиках и потребителях); б) издержки ведения переговоров; в) издержки на промеры, измерительную технику, потери от ошибок; г) издержки по спецификации и защите прав собственности (содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты на восстановление нарушенных прав; д) издержки на преодоление оппортунистического поведения (отлынивание и вымогательство).

Например, доля трансакционных издержек в ВВП США, по подсчётам лауреата Нобелевской премии Д. Нортона, составляет почти 55% (1986). Трансакционные издержки - это социальные издержки, которые оплачивает общество, в конечном счёте, потребитель.

Стремление государств планеты к упорядочению международных отношений, к стабильному развитию и сотрудничеству вызвало к жизни в ХХ веке ряд международных институтов - универсальных правил и норм поведения, конституированными в глобальных и региональных организациях: институты безопасности, институты экономического сотрудничества, мировые финансовые институты, институты мирового торгового сотрудничества, институты политического сотрудничества, институты гуманитарного развития, институт прав человека, институты международного права и другие. Соблюдение общих правил, выработанных мировым сообществом, одно из фундаментальных условий усиленного включения участников мировых контрактов и сделок в процесс глобализации.

В России в силу её исторических, геополитических, экономических, социальных и политических условий, особенностей нравственно-психологического порядка и этно-конфессионального уклада институты гражданского общества не получили должного развития. У нас были развиты другие институты - институты огосударствлённого общества, которые в новых исторических условиях или отмерли, или отмирают. Задача общества, государства, предпринимателей, граждан состоит в том, чтобы не только создать адекватную целям и задачам институциональную среду, но и адаптировать новые институты к сложившиеся к требованиям современного мирового порядка.

Институт государства. Главная особенность системной трансформации в РФ состоит в том, что она осуществляется в условиях слабости государственной власти. Опыт свидетельствует – слабое государство причина незаконного насилия и коррупции. Это заставляет предпринимателей иметь эффективную, надёжную защиту, "крышу". Такая система защиты связывает криминальную и легальную экономики, может выступать в лице преступного главаря, оказывающего защиту членам своей организации или защиту предпринимателям в обмен на денежные выплаты. Зачастую "крыша" представляет и другие услуги - вроде охраны собственности, выколачивание долгов, помощи при прохождении грузов через таможни, юридические и деловые консультации и привилегии в контролируемых криминалитетом банках – это и есть незаконное насилие.

В обзорах ЕБРР за 1998 г. Российская Федерация включена в тройку самых коррумпированных стран. Главную угрозу в России сегодня представляет не столько организованная преступность, сколько преступность должностных лиц. Чиновники всех уровней неустанно "опекают" частный бизнес, "слуги народа" выдают неисполняемые горы законов.

Частный бизнес адаптировался к этому. За плату можно быстро и оперативно решить с чиновником актуальные вопросы, входящие в круг его непосредственных обязанностей. Свидетельство о регистрации предприятия в обход всех правил стоит от 200 долл., разрешение на открытие АЗС - от 20 000 долл., разрешение на постройку торгового комплекса - от 10 000 долл. Приём к некоторым категориям чиновников от 25 000 до 50 000 долларов.

Слабая в институциональном отношении власть государства сопровождается чиновничьим запределом. Рынка как системы институтов пока ещё нет. За годы реформ "плановое" чиновластие сменилось "рыночным" чиновластием. "Плановые" чиновники распределяли дефициты, фонды, "рыночные" - "оседлали" тарифы, заказы, льготы, лицензии, сертификаты. "Век за веком мздоимцев и казнокрадов клеймили, секли, били батогами и сажали, сажали, сажали - и век за веком на вопрос: "Что делается в России?" - отвечали: "Воруют".

Слабое государство не может проводить рыночные преобразования. Для этого необходимо сильное государство, а именно как аппарат администрирования и принуждения и, что важно, как институциональный центр, формирующий и объединяющий институты рынка и гражданского общества. В производстве благ и услуг государство менее эффективный собственник и менеджер, чем частный бизнес. Однако государство эффективнее, чем частный бизнес производит общественные блага и услуги (образование, здравоохранение, культура, наука, безопасность). Было бы легкомысленным упрощением сводить роль государства в экономике к производству общественных благ. Ключевая роль в многообразии экономических функций государства состоит в создании условий (политических, правовых экономических) субъектам экономической деятельности в виде формирования и функционирования определённых институтов.

Сложные формы организации и ведения производства и обмена невозможны без участия государства, которое специфицирует права собственности и обеспечивает исполнение контрактов. Имея монополию на применение насилия, оно может переопределять и перераспределять права собственности, способствовать экономическому росту, производя в обмен на налоги важнейшее общественное благо - правопорядок, но может вести себя и как "хищник", стремясь максимизировать монопольную ренту - разницу между доходами и расходами казны. Достижению этих целей служат совершенно разные наборы институтов.

В гражданском обществе государство выступает агентством, продающим услугу "оборона и правосудие" в обмен на налоги. Д. Норт отмечает, что люди платят правительству, чтобы оно устанавливало и защищало права собственности. Актуальным, с точки зрения мирового развития, является определение пределов вмешательства государства в экономику и степень его ответственности перед обществом и гражданином. Историческая практика и менталитет нашего общества всегда в центр социальных преобразований ставили государство. Сегодня в силу слабости государства, его лицемерия и безответственности перед гражданами и бизнесом возникают идеи о государственном централизме, при этом силовая составляющая ассоциируется с "закруткой гаек". При всей эмоциональной привлекательности такой идеи (люди действительно устали от произвола криминала и чиновников) сводить роль государства только к силовой составляющей было бы неправильно. Сильное государство - это сильные институты, защищающие гражданина, предпринимателя, права собственности демократическими законами и процедурами. Сильное государство - это беспощадное насилие против преступности, сепаратизма, коррупции в рамках демократически принятых законов.

Институт прав собственности. Содержание категории "собственность" в системном её понимании заключает в себе три аспекта: а) тип социально-экономического присвоения (политико-экономический аспект); б) юридические формы собственности (правовой аспект); в) систему прав собственности (экономико-юридический, институциональный аспекты). Два первых подхода к собственности достаточно разработаны и понятны. Что касается институтов прав собственности, то здесь и наука, и в особенности практика находятся только в начале пути.

Под системой прав собственности институциональная теория понимает всё множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами: обычаями, моральными установками, религиозными заповедями.

С точки зрения общества права собственности выступают как "правила игры", которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивидуальных агентов они (правила игры) представляются "пучками правомочий" на принятие решений по поводу того или иного ресурса. "Пучок" может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному человеку, вторая – другому. Права собственности имеют поведенческое значение: одни способы действий они поощряют, другие подавляют (через запреты или повышение издержек) и таким образом влияют на выбор.

К основным элементам науки прав собственности относятся:

Точное определение или "спецификация" прав собственности – необходимое условие эффективности рыночной экономики. Чем яснее определены и защищены права собственности, тем теснее связь между действиями экономических агентов, тем эффективнее принимаемые экономические решения. "Размывание" прав собственности имеет место когда они не точно установлены и ненадлежаще защищены, либо подпадают под разного рода ограничения.

Институциональная теория рассматривает любой акт обмена "пучками прав собственности". Каналом передачи этих "пучков" служит контракт. Он фиксирует, какие правомочия, на каких условиях подлежат передаче. Некоторые сделки могут совершаться мгновенно. Но часто передача прав носит отсроченный характер. Контракт – это экономическое и правовое взаимодействие участников сделки.

Выбор типа контракта диктуется соображениями полезности и трансакционных издержек. Контракт тем сложнее, чем сложнее вступающие в обмен блага. Контракты не могут быть всегда полными, нельзя предусмотреть все случаи жизни. Исполнение контракта никогда не может быть гарантировано. Участники сделки, склонные к оппортунистическому поведению, будут пытаться уклониться от её условий.

Переход к рынку поставил задачу разработки целого пакета правовых актов, регулирующих хозяйственные отношения: Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Федеральные законы по отдельным отраслям, сферам и направлениям. Однако спецификация прав собственности или выработка "правил игры" процесс сложный и длительный, требующий не только знаний, воли, но и ответственности за судьбу отечества.

Институт корпорации (фирмы). Если институты – правила игры, то корпорации – спортивные команды, играющие по этим правилам. Институциональная теория рассматривает корпорацию как сеть контрактов, основанных на внутрифирменном распределении прав собственности. В современном мире ведущей формой деловой организации является открытое акционерное общество (публичная корпорация). Набор прав собственности акционеров даёт немало преимуществ: акционеры несут ограниченную ответственность; акционерная собственность высоко ликвидна, поскольку изъятие кем-либо своей доли не требует, в отличие от партнёрств и кооперативов, согласия остальных совладельцев, акционерная собственность – хорошая форма защиты от "вымогательств". Вместе с тем, эта форма имеет существенные недостатки: двойное налогообложение; оппортунистическое поведение управляющих (интересы собственников и управляющих не совпадают при делении остаточного дохода) и т.д.

Ведущий характер публичной корпорации не исключает и существование других типов деловых предприятий: единичных, партнёрских, кооперативных, государственных. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяется в ходе конкурентной борьбы на рынке, где всегда есть победители и побеждённые. Для каждого типа отыскивается ниша, в пределах которой он оказывается эффективнее других. Общая цель всех типов хозяйственных структур – минимизация собственных и транспортных издержек.

На 1.01.1999 г. в РФ во всех отраслях народного хозяйства насчитывалось 2 901 тыс. предприятий, из которых 5,1% - государственные, 6,3 - муниципальные, 6,3 - общественные организации и объединения, 74 частные предприятия и 8,3% смешанные. В Дальневосточном экономическом районе общее количество предприятий составило 133,2 тыс. единиц, распределение которых по формам собственности соответствует общероссийским показателям.

Сложились в основном три типа построения структуры деловых предприятий: унитарная - предполагает максимальную централизацию властных отношений, все основные решения принимаются "принципалом", холдинговая - основывается на максимальной децентрализации процесса принятия решений и контроля за действиями "агентов", которые автономны в принятии всех решений, за исключением распределения прибыли; мультидивизиональная - синтез унитарной и холдинговой структур.

Корпоративная интеграция хозяйствующих субъектов России в основном соответствует типам деловых структур. Есть классические холдинги, где контрольный пакет находится в руках материнской компании. Большинство холдингов создано государством при приватизации – РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", "Связьинвест", где государство имело контрольные или блокирующие пакеты акций.

Второй тип корпоративной интеграции основан на централизации контроля доступа к отдельным производственным ресурсам (снабжение и сбыт дефицитных ресурсов, оказание финансово-инвестиционных услуг, обеспечение доступа к информационным ресурсам и новейшим технологиям).

Третий тип корпоративной интеграции связан с добровольной интеграцией некоторых властных полномочий (добровольная передача пакетов акций в доверительное управление). Так, государственные пакеты акций нескольких десятков компаний были переданы в управление АО "Роснефть": совместное учреждение и использование недостающих рыночных структур.

Российская специфика условий стартовых преобразований состояла в высшей степени монополизации экономики. Глобализация требует или полной либерализации деятельности хозяйствующих субъектов или существенной ограниченности деятельности монополий. В этом контексте для нас актуальным является задача сбалансирования сочетания трёх типов монополии в структуре российской экономики и на этой основе ограничение их экспансии.

Монополия государства – государство стремится превратить экономику в "бюджетную", регулирующую рыночную экономику на основе бюджетных механизмов, что при слабости экономического организма чревато переходом к мобилизационной экономике, а это – конец рынку.

Монополия промышленного капитала, объединяющегося в ФПГ, на основе которых формируются олигархические структуры, для которых политическая власть становится их целью. Происходит сращивание государства и монополии, а это - государственно-монопо-листический капитализм.

Монополия финансового капитала – предполагает приоритетность банковской системы в экономике. Эмиссия и контроль за денежной массой – это всегда монополия, и она должна быть сохранена. В угоду финансовой стабилизации средствами кредитно-денежной политики создаются условия, не побуждающие предприятия к эффективному экономическому росту. Монополия финансового капитала должна обеспечить полнокровный оборот денежному капиталу, промышленно-торговому капиталу, капитализированному доходу населения.

Необходимо, чтобы институт корпорации, в том числе, естественно, и в виде монополий, способствовал развитию российской экономики и её рациональному включению в международную сферу через адаптацию и интеграцию национальных и глобальных институтов.


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права

Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz