ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Лидия Корниенко,

проректор ХГАЭП

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Продовольственная безопасность России имеет важное значение для всего мирового сообщества.

Нарастающий дисбаланс между ограниченными природными ресурсами, возможностями систем биосферы и стремительным увеличением народонаселения планеты приобрели черты глобального кризиса. С 1950 по 1990 гг. численность населения выросла с 2,5 до 5,3 млрд чел., или более чем в два раза. В 1999 г. население земли составило 6,0 млрд чел. при ежегодном приросте на 80-85 млн чел.

Продовольственный кризис является существенным моментом глобального кризиса. Директор Института наблюдений за состоянием мира (1997) Л.Браун опубликовал расчёты, свидетельствующие о том, что благодаря “зеленой революции” с 1950 до 1984 гг. рост производства зерновых культур превысил рост народонаселения. В середине 80-х гг. был достигнут своеобразный предел - 342 кг на человека в год, после чего этот показатель снизился до 299 кг в 1995 г. В этой ситуации возникло резкое расслоение населения земли по уровню потребления продовольствия. Население развитых стран (“золотой миллиард”) поглощает в среднем по 3 350 ккал на чел. в день, что превышает рекомендуемый уровень на 700 ккал, а почти миллиард человек населения стран Африки и Азии потребляет в среднем 2 040 ккал, что значительно ниже физиологического минимума (по данным Всемирного Форума продовольствия, Рим, 1996 г.). С 1992 г. в эту группу стран вошла и Россия.

Международные эксперты по продовольственной безопасности обращают внимание на серьёзный кризис в сельском хозяйстве стран Восточной Европы и бывшего СССР. Государство, допустив наплыв западного продовольствия в Россию после “шокового” разрушения монополии государства на внешнюю торговлю, перейдя к более либеральному внешнеторговому режиму, одновременно резко сократило поддержку собственных производителей продовольствия. Продовольственная ситуация в РФ, как и социально-экономическое положение в целом, во многом уникальна и нестандартна, а главное, неприемлема для нормального развития страны. Состояние продовольственной безопасности характеризуется, главным образом, состоянием сфер потребления, АПК, сбыта и распределения, продовольственного резерва, а эти показатели сейчас неудовлетворительны.

В сфере потребления, по данным ВНИЭСХ, произошли следующие изменения: около 80 млн человек, не имея возможности приобретать продовольствие в объёме, соответствующем физиологическим нормам, оказались за чертой бедности. Потребление основных пищевых продуктов по сравнению с показателями конца 80-х гг. в 1996 г. сократилось: рыбы и рыбопродуктов - в 2,5 раза, молока и молочных продуктов - более чем на 40%, мяса и мясных продуктов, яиц, сахара, фруктов и ягод - почти на 30%, растительного масла и овощей - на 20%. Одновременно возросло потребление хлеба, хлебопродуктов и картофеля. По разным оценкам, дневное энергетическое содержание питания жителя России снизилось по сравнению с 1990 г. с 3420 ккал до 2460-2100 ккал.

Аналогичное положение и в регионах. Так, значительно ниже среднероссийского уровня показатели среднедушевого производства молока в Хабаровском, Приморском краях, Амурской, Сахалинской, Камчатской областях. Показатели душевого потребления мяса ниже среднероссийского уровня в Дальневосточном регионе. Среднедушевое потребление картофеля в Дальневосточном экономическом районе ниже среднероссийских показателей, но превышаеся этот уровень в Камчатской, Амурской областях. По уровню потребления яиц на душу населения ведущее положение сложилось в Амурской области, Хабаровском крае. Отклонение фактического потребления от медицинских норм по отдельным социально значимым продуктам питания колеблется от 23 до 77 процентов, от социального набора - от 38 до 49 процентов. Заметное снижение потребления на одного жителя Дальневосточного экономического района наблюдается по сахару, маслу растительному, маргариновой продукции, крупам.

Радикальная либерализация экономики России на рубеже 1991-1992 гг., демонтаж, а не конструктивная трансформация управленческой, финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем государственного значения сопровождается обострением старых и появлением новых проблем. В ходе радикальной реформы произошел двукратный спад производства и резкое сокращение реальных доходов населения. Образовался пятикратный диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности для села, новые аспекты приобрела проблема продовольственной безопасности страны и регионов.

Перечисленное вызывает необходимость выработки стратегии продовольственной безопасности, ибо до сих пор в России и её регионах нет нормативно определённой системы продовольственной безопасности, которая бы целенаправленно поддерживалась и развивалась субъектами государственного и местного управления, хозяйствующими субъектами всех сфер и подсистем хозяйствования, обеспечивающих продовольственную безопасность территорий национального, регионального и местного масштабов.

Осознание сложившегося положения и необходимости выработки в регионе перспективного подхода к обеспечению продовольственной безопасности приводит к выводу, что хаотичное и неуправляемое состояние подсистем хозяйствования, призванных обеспечить продовольственную безопасность, до сих пор функционально, организационно, ресурсно и технологически не связанных между собой, следует заменить единой системой продовольственной безопасности страны с учётом особенностей регионов. А поэтому выдвигается задача создать такую систему при участии федеральных, региональных и местных властей совместно с производственниками основных сфер АПК, наукой, финансовым и аграрным бизнесом.

В условиях Дальнего Востока необходимо разработать концепцию формирования региональной системы продовольственной безопасности.

Концептуально системная модель продовольственной безопасности Дальнего Востока содержит проблемы агропромышленного комплекса в переходный период и проблемы экономической безопасности. Исходя из того, что важнейшей концептуальной основой жизнеобеспечения людей является непрерывное обеспечение и самообеспечение их продовольствием, продовольственная безопасность рассмотрена как биосоциальная основа существования населения.

В таком виде продовольственная безопасность является своего рода материальной субстанцией экономических и социальных отношений и имеет непосредственное отношение к демографической и геополитической безопасности. Поэтому продовольственная безопасность - не просто совместно с другими защищаемый жизненно важный интерес нации, но действительно объективное и незаменимое условие существования нации и государства, регионов, каждого человека.

Специфика версии системного подхода, предлагаемая нами, состоит в следующем:

Функциональный принцип означает, что подсистемы предназначены и обеспечивают своими целевыми функциями, то есть интегральными направлениями деятельности и результатами, реализацию главной цели системы - обеспечение продовольственной безопасности региона.

Организационный принцип предполагает, что подсистемы связаны организационно, и соподчинены между собой так, чтобы наилучшим образом обеспечить реализацию главной цели.

Ресурсный принцип заключается в том, что подсистемы обеспечены всеми необходимыми ресурсами для выполнения своих целевых функций по количественным и качественным параметрам (физические, химические связи и т.д.).

Технологический принцип выражен тем, что подсистемы имеют собственные технологии для функционально необходимого преобразования ресурсов, подсистемы связаны между собой общесистемными технологическими преобразованиями ресурсов, необходимыми для цели реализации.

Принципы объединения подсистем формируют четыре основных типа конфигурации связей: функциональную, организационную, ресурсную и технологическую.

В качестве системообразующего фактора для системы продовольственной безопасности региона (ПБР) мы принимаем его агропромышленный комплекс. С АПК в значительной степени связаны все основные подсистемы комплексной системы ПБР.

Подсистемы АПК, сбыта и распределения продовольствия, продовольственного резерва и потребления относятся к функционально-целевым подсистемам.

Обеспечивающими являются подсистемы: управления; финансового обеспечения; информационного обеспечения; материально-технического и технологического обеспечения; исследований и инноваций.

Распределение подсистем на функционально-целевые и обеспечивающие определяется тем, что подсистемы АПК, потребления, сбыта и распределения продовольствия и продовольственного резерва реализуют главную цель системы продовольственной безопасности. Остальные подсистемы обеспечивают реализацию этой цели.

Итак, система продовольственной безопасности региона - это система безопасности продовольственной ресурсной структуры региональной демографической популяции населения, сформированная из взаимосвязанных подсистем по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому (экономические, социальные и экологические отношения) принципам, имеющая главной целью надёжное (бесперебойное), достаточное и качественное удовлетворение физиологических потребностей населения необходимыми (основными) продуктами питания.

Пока ещё в России и её регионах отсутствует стройная система продовольственной безопасности, которая бы целенаправленно создавалась и развивалась субъектами государственного и местного управления, хозяйствующими субъектами всех сфер и подсистем, обеспечивающих продовольственную безопасность национального, регионального и местного масштабов.

Как известно, в Минсельхозпроде России была создана рабочая группа, которая по поручению Совета Безопасности РФ разработала доктрину продовольственной безопасности страны. Доктрина определяет цель, задачи, принципы и государственную стратегию в области продовольственной политики государства. Теперь дело за разработкой и принятием нормативных актов и программных документов по её реализации.

В доктрине продовольственной безопасности страны её критериями названы:

- степень удовлетворения физиологических потребностей организма человека в компонентах определённого энергетического насыщения пищевого рациона, его соответствие требованиям по допустимому содержанию в пищевых продуктах остатков вредных для здоровья веществ;

- уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

- стабильность на продовольственном рынке, (которую целесообразно, на наш взгляд, со временем заменить стабильностью платёжного спроса населения);

- степень независимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

- уровень и темпы развития отраслей агропромышленного комплекса;

- размеры оперативных и стратегических запасов продовольствия.

С учётом реального состояния экономики в качестве параметров приемлемого уровня питания населения по количеству и ассортименту продовольствия, содержанию в нём питательных веществ и энергетической достаточности в доктрине приняты нормы потребления продуктов питания.

Параметром, характеризующим безопасность продовольствия, является соответствие уровня содержания в пищевых продуктах вредных для здоровья веществ предельно допустимым, установленным стандартом.

Физическая доступность продовольствия характеризуется наличием в торговой сети востребуемого населением количества и ассортимента продовольствия, а также размером и ассортиментом его поставок специальному контингенту потребителей в соответствии с принятыми нормативами.

Экономическая доступность продовольствия определяется как возможность приобретения различными группами населения продовольственных товаров при сложившемся уровне цен и доходов (с учётом поступления продовольствия из личного подсобного хозяйства) в размерах, заложенных в минимальной потребительской корзине.

Параметры устойчивости продовольственного рынка определяются уровнем закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с учётом нормативной рентабельности их производства и стоимости пищевых продуктов минимальной потребительской корзины.

Избежать импортных поставок отдельных видов продовольствия практически нереально. Ведь некоторые, ставшие привычными для населения РФ товары, не производятся у нас в силу природных условий. В этих случаях без товарообмена и импорта не обойтись, ибо рынок реагирует и на прихоти потребителей. Поэтому, продовольственную независимость России от импортных поставок решено считать достаточной при том, что удельный вес всего отечественного продовольствия в общем объёме потребления составляет более 80%. Допустимые значения импорта отдельных товаров должны оцениваться и быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в РФ.

Оперативные федеральные и региональные продовольственные резервы определяются потребностями поддержания баланса спроса и предложения и конъюнктуры цен на рынке продовольствия.

Достаточность стратегических продовольственных резервов государства аргументируется возможностью снабжения населения продовольствием в размерах минимальной потребительской корзины в случаях чрезвычайных ситуаций.

Параметром, определяющим возможность расширенного воспроизводства отраслей АПК как условие продовольственной безопасности, является уровень их рентабельности по сравнению с нормативным.

Принципиальным является раздел доктрины, содержащий изложение мер и механизмов по обеспечению продовольственной безопасности. В нём изложены направления социально-экономической политики по обеспечению продовольственной безопасности, а также достаточно определённо прописаны механизмы обеспечения продовольственной безопасности на уровне РФ.

Система обеспечения продовольственной безопасности страны определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента и решениями Совета Безопасности РФ. На их основе Правительство России осуществляет ряд полномочий, в том числе обеспечивает проведение единой государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, разрабатывает и реализует федеральные целевые продовольственные программы и др.

В условиях рыночной экономики изменение форм собственности, как и перестройка системы управления, способствует всё большему развитию экономической самостоятельности предприятий АПК. Меняется характер производственно-экономических связей между производителями и потребителями, на смену централизованному планированию и распределению пришли рыночные отношения, ориентированные на обоюдную выгоду. Это требует развития деловой активности, предприимчивости, коммерческой инициативы и кооперативных форм деятельности всех предприятий.


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права

Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz