Жизненный цикл товара или услуги

 

         Стоит ли расстраиваться, если ваш более удачливый конкурент смог найти красивые ходы по продвижению своей фирмы или товаров на радио или в местной прессе, где ему посвящают большие печатные материалы?

         Не стоит, особенно, если товар или услуги, который вы продаете, находятся на благоприятной стадии своего развития.

         Обратимся к модели жизненного цикла товара, которая описывает как со временем развивается кривая спроса на любой товар или услугу.

 

Спрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1этап

 

 

 

 

2 этап

3 этап

4 этап

     

Время

 

Рисунок. Жизненный цикл товара/услуги

 

На первом этапе жизненного цикла товара, спрос на товар/услугу только появляется, и со стороны фирмы требуются большие усилия по выведению товара на рынок - пропаганда, стимулирование сбыта и др. Вспомните, как на нижегородском рынке появляются новые сигареты и симпатичные девушки предлагают их вам бесплатно попробовать.

На втором этапе  - росте спроса наблюдается значительное увеличение спроса на товар, появление на этом этапе конкурентов не только не страшно, но даже полезно. Конкуренты способствуют активному распространению сведений о товаре, находят товару новые применения, одним словом, конкуренты способствуют расширению распространения и вашего товара.

На третьем этапе, когда кривая жизненного цикла товара входит в стадию зрелости, конкурентная борьба ожесточается и направлена на удержание своей доли рынка. Достаточно понаблюдать борьбу двух гигантов Кока-колы и Пепси-колы, чтобы воочию в этом убедиться.

На четвертой стадии - снижения спроса, которую фирмы иногда провоцируют сами, спрос на товар начинает падать за счет появления новых моделей товара или услуги. Так происходит, например, смена одного процессора персонального компьютера на другой более быстродействующий  или при смене моды на товары потребительского назначения.

Спрашивается, как, исходя из современной теории маркетинга я должен относиться к появлению статей более удачливых конкурентов в области консультирования?

Поскольку консалтинг в Нижнем находится на стадии перехода с этапа выведения товара на рынок, на второй этап - этап роста, то я с огромным удовольствием читаю в газетах статьи уважаемых мной конкурентов, которые занимаются консультационным бизнесом. Я радуюсь, когда статьи интересные, и искренне досадую, когда встречаются неудачи. Спрашивается почему? Ведь это мои конкуренты, и их статьи способствуют продвижению их услуг, а не моих. Потому что после такого рода статей я все меньше встречаюсь с недоумениями со стороны потенциальных клиентов по поводу того, что такое консалтинг и чем он может реально помочь фирме. И кроме всего прочего, я при этом экономлю драгоценное время, которое мои конкуренты тратят на продвижения такой новой для нижегородского рынка услуги, как консалтинг.

 

        Итак, если вы надумаете обратиться к консультантам по управлению, то вы узнаете, что такую простую вещь, как уменьшение спроса на товар, который перестал быть модным, можно изобразить сложной кривой спроса, разработанной большими учеными в области маркетинга, заодно вам объяснят, что из этой  кривой следует, что нужно радоваться, когда  ваш конкурент богатеет, а не расстраиваться из-за этого, оно и для нервов полезнее  J

 

Желаю успеха!

Владимир Токарев