Управление потребителем

То, что услуга неотделима от того, кто ее предоставляет, уже навязло у всех в зубах. В то же время, тема непосредственного участия потребителя в предоставлении услуги обсуждается гораздо меньше, хотя значимость последнего не менее важна для тех, кто серьезно беспокоится о качестве своего сервиса.

Пример №1. Учитель и ученик

Представим себе ситуацию, когда учитель хорошо владеет предметом, умеет найти подход к любому ученику, однако один из его слушателей абсолютно уверен, что изучаемый предмет никогда в жизни ему не пригодится, а потому совершенно ему не интересен. Такой ученик, безжалостно убивая время на уроках по этому предмету, может испортить учителю всю работу.

"Продукт", производимый одновременно учителем и учащимся в первом приближении можно назвать "Знания", которые должны "скопиться" в голове у слушателя. Очевидно, что услуга даже первоклассного педагога будет низкого качества, если тот, кому она предоставляется, не примет в ее производстве никакого участия. В нужную голову и в нужном объеме знания не переместятся сами, если ученик не приложит к этому достаточных усилий.

Пример №2. "Неудобный" турист

Вспоминаю одну недавнюю автобусную экскурсию по Санкт-Петербургу, когда у одного из туристов было неважное настроение. Он надумал поспорить с экскурсоводом, что, конечно, отразилось, на качестве предоставляемой услуги для всех участников группы.

Противоположный случай, когда мы были на Валааме. Не только экскурсовод (по основной профессии он художник) был на уровне, но и группа, затаив дыхание, слушала увлекательный рассказ про житье монахов. Несомненно, что настроение группы отразилось, в свою очередь на качестве предоставляемой услуги - экскурсовод, чувствуя внимание не только к истории удивительного острова, но и к своей личности, делал свою работу "за пределами возможного". В следующее свое путешествие на Валаам мы все хотели попасть "только на этого экскурсовода".

Спрашивается, что сыграло большую роль в последнем примере - искусство рассказчика или внимание аудитории? И то, и другое одинаково важно. Туристы, не задумываясь об этом, принимают непосредственное участие в производстве турпродукта. Турист и экскурсовод являются членами пусть временной, но организации, у которой есть вполне конкретные цели, достижение которых их объединяет. А раз так, то в этом случае есть смысл говорить о туристе не только как о потребителе услуги туристической фирмы (в данном примере такой услугой является экскурсия), но и как об одном из непосредственных участников "технологического процесса ее производства". Отсюда следует, что туристами надо учиться управлять, как подчиненными любого предприятия, производящего товары.

Как управлять туристом

Много лет назад я отдыхал с группой комсомольцев-активистов из фирмы, где я работал, это был тур по Ленинграду. На 8-30 первого экскурсионного дня была назначена обзорная автобусная экскурсия по городу. Мы, нижегородцы, неспешно собирались к автобусу в назначенное время. Однако, к всеобщему изумлению, ровно в 8-30, не собрав и половины участников, автобус отправился по запланированному маршруту - после нашей группы была другая и автобус должен был сделать очередной рейс строго по расписанию. На следующий день никто не удивился, что ко времени отбытия автобуса на очередную экскурсию вся наша группа была уже в полном сборе.

Назовем такой метод воспитания административным методом управления туристами.

В последние годы, когда я отдыхал в городе на Неве, я уже не встречался с работой такого класса. Отстающих туристов дожидались как до начала экскурсии, так и после. Очевидно, что проблемы потери времени решались туристическим агентством самым простым способом - за счет самих туристов. Экскурсия была чуть покороче, чтобы компенсировать непредвиденные дополнительные затраты времени на начало отправления автобуса, а также учесть возможные потери более позднего отбытия в исходное место дислокации по вине опоздавших.

Если рабочие, допустим, автомобильного завода будут опаздывать на работу, тогда те, кто работает вместе с ними в одной технологической цепочке, или произведут за день меньшее количество продукции, или же вынуждены будут ускорять свою работу в течение дневной смены, в конце недели или месяца, что, несомненно, отразится на общем качестве автомобиля.

Турист, опоздавший на маршрут, снижает качество производимой туристической фирмой услуги. Турист - такой же участник производственного процесса предоставления турпродукта, как и сама фирма. Поэтому каждым туристом следует управлять почти также, как любым работником предприятия по оказанию услуг другим людям.

Владимир Токарев

Продолжение следует.

Хостинг от uCoz

TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz