Финансовый кризис – как благоприятный шанс
Владимир Токарев
Во времена «Ельцина и Немцова» я опубликовал в «Бирже» две статьи в стиле научной публицистики – «Кто виноват?» и «Что делать?».
«Виноватых» я тогда нашел – это были мы с вами – рядовые обыватели, которые вместо того, чтобы очень хорошо «делать свое дело», нарушали разделение труда и вели повсюду натуральное хозяйство (в частности, выращивали картошку, овощи и пр.), способствуя, таким образом, снижению конкурентоспособности российской продукции в целом. Сейчас, в условиях финансового кризиса, некоторые даже западные специалисты нас снова призывают «вернуться в свои огороды». В статье «Что делать?» я предлагал идти учиться (преподавателей – современным технологиям обучения, бизнесменов – маркетингу, руководителей – менеджменту, чиновников – юриспруденции).
Во время финансового кризиса (как и во время любого кризиса) виноватых искать некогда - нужно быстро решать «Что делать?» в создавшихся условиях, вот об этом и пойдет у нас речь.
Необходимое, но не достаточное условие
В одной из публикаций «Биржи» я прочитал интервью с японским специалистом во время встречи с предпринимателями в Японском центре. На вопрос «Как вам удалось сотворить «Японское чудо»? - представитель Страны восходящего солнца ответил примерно так: «Нам помогло то, что в Японии почти нет полезных ископаемых. Нам не на что больше было рассчитывать, кроме как на самих себя. У вас в России богатейшие запасы, что хорошо, но это, вероятно, вам одновременно и мешает».
Достаточно проехаться по регионам России, чтобы увидеть разительные отличия между областями. Чебоксары - чистенький, но скромный город, в сравнении с Уфой – столицей одного из нефтеносных районов нашей страны, где виадуки, почти как на Западе (возвращаясь из речного круиза «Нижний – Уфа» мы чувствовали себя в определенной степени подавленными – настолько претендующий быть третьей столицей Нижний показался нам отсталым в сравнении со столицей Башкирии.
Однако, отсутствие полезных ископаемых в той же Чувашии пока никак не сказалось на ее благополучии, скорее наоборот. Недаром новые власти нашего региона усиленно поддерживают геологоразведочные работы – вдруг и нам повезет, как скажем соседнему Татарстану. Не замечая при этом, что нам-то, быть может, как раз уже повезло – «как Японии».
Итак, вывод - отсутствие полезных ископаемых – это, вероятно, всего лишь необходимое, но недостаточное условие для процветания края.
Кризис – как благоприятный шанс
Значительное снижение цен на нефть, падение фондовых индексов, начинающийся просматриваться силуэт роста безработицы – налицо все благоприятные условия для того, чтобы кардинально пересмотреть стратегию своего бизнеса.
Классическая политэкономия отмечает положительные результаты циклических кризисов, происходящих до второй мировой войны на Западе раз в 4-7 лет: это и обновление основных производственных фондов, и уход слабых, и оздоровление выживших в условиях кризиса компаний.
Многие крупные (и даже некоторые средние) предприятия России смогли за период «цветущего развития капитализма» сертифицировать свое производство по международным сертификатам качества ИСО 9001. Однако я не знаю ни одного российского предприятия, где бы качество после этого кардинально улучшилось.
Качество продукции (товаров и услуг) – это результат хорошего управления, а не получения сертификата качества. А с практикой управления у нас за более чем 15 лет капиталистических перемен практически ничего не изменилось в лучшую сторону. Сертификаты качества у нас научились получать (иногда эта «добровольная» процедура проходит принудительно - под нажимом имеющих отношение к лицензированию организациям). А вот хорошо управлять – пока нет. Да и не очень пытались это сделать. Зачем, когда и так все шло неплохо.
«Вы говорите о менеджменте? – спросит руководитель предприятия, - так вот же он – сертификат МВА, висит на стене прямо за мной!» Сертификат-то висит на видном месте, в то время как реальное качество управление российских компаний на месте пока что топчется.
Достаточное условие для победы на рынке
За время рыночных перемен в нашей стране была сформирована необходимая инфраструктура. Это не только банки, страховые компании, фондовые биржи и СРО. Это еще и консалтинговые структуры, многие из которых специализируются на управленческом консультировании.
В период кризиса компании начинают сокращать затраты на «второстепенное» - куда часто относят затраты на рекламу, паблик рилешенс, консультантов по управлению и др. (например, в период кризиса 1998 года нашему консультационному центру, чтобы выжить, пришлось полностью изменить концепцию своих консультационных продуктов. Полагаю, что с учетом возросшей стоимости консалтинга в России – еще более серьезные изменения ждут консультантов сегодня. Но они к этому хорошо готовы – решать управленческие проблемы – это суть консультационной деятельности).
Не осознавая, что кризис – это время для выживания более эффективно управляемых компаний, коммерческие структуры начинают еще более судорожно управлять своим бизнесом, зачастую сокращая в первую очередь наиболее ценные кадры, и откладывая «на потом» назревшие изменения в управлении.
Уволить кого-то придется, факт. Но пусть оставшиеся сотрудники не ухудшают качество обслуживания клиента, освоив для этого полезные инструменты Тайм-менеджмента. От каких-то направлений деятельности, вероятно, нужно будет отказаться. Но при этом уточнение пути развития компании пусть происходит с использованием современных технологий стратегического управления, а не как раньше – на ощупь.
Очередной кризис в России дал нам очередной шанс – наконец-то заняться постановкой регулярного управления. Сегодня мы все находимся в весьма не простой, но как это не покажется парадоксальным, наиболее благоприятной за последнее время ситуации в России.