Финансовый кризис – как благоприятный шанс  

Владимир Токарев

Во времена «Ельцина и Немцова» я опубликовал в «Бирже» две статьи в стиле научной публицистики – «Кто виноват?» и «Что делать?».

«Виноватых» я тогда нашел – это были мы с вами – рядовые обыватели, которые вместо того, чтобы очень хорошо «делать свое дело», нарушали разделение труда и вели повсюду натуральное хозяйство (в частности, выращивали картошку, овощи и пр.), способствуя,  таким образом,  снижению конкурентоспособности российской продукции в целом.  Сейчас, в условиях финансового кризиса, некоторые даже западные   специалисты нас снова призывают «вернуться в свои огороды». В статье «Что делать?» я предлагал  идти учиться (преподавателей – современным  технологиям обучения, бизнесменов – маркетингу, руководителей – менеджменту, чиновников – юриспруденции).

Во время  финансового кризиса (как и во время любого кризиса) виноватых искать некогда -  нужно быстро  решать «Что делать?» в создавшихся условиях, вот об этом и пойдет у нас речь.

Необходимое, но не достаточное условие

В одной из публикаций «Биржи» я прочитал интервью с японским специалистом во время  встречи с предпринимателями  в Японском центре. На вопрос «Как вам удалось сотворить «Японское чудо»? -  представитель Страны восходящего солнца ответил примерно так: «Нам помогло то, что  в Японии почти нет полезных ископаемых. Нам не на что больше было рассчитывать, кроме как  на самих себя. У вас в России богатейшие запасы, что  хорошо, но это, вероятно,  вам одновременно и мешает».

Достаточно проехаться по регионам России, чтобы увидеть разительные отличия между областями. Чебоксары - чистенький, но скромный город, в сравнении с Уфой – столицей одного из нефтеносных районов нашей страны, где виадуки, почти как на Западе (возвращаясь из речного круиза «Нижний – Уфа» мы чувствовали себя в определенной  степени  подавленными – настолько претендующий  быть третьей столицей Нижний показался нам  отсталым  в сравнении со  столицей Башкирии.

Однако, отсутствие полезных ископаемых в той же Чувашии пока никак не сказалось на ее благополучии, скорее наоборот. Недаром новые власти нашего региона усиленно поддерживают геологоразведочные работы – вдруг и нам повезет, как скажем соседнему Татарстану. Не замечая при этом, что нам-то, быть может,  как раз уже повезло – «как Японии».

Итак, вывод - отсутствие полезных ископаемых – это, вероятно,  всего лишь необходимое, но недостаточное условие для процветания края.

Кризис – как благоприятный шанс

Значительное снижение цен на нефть, падение фондовых индексов, начинающийся просматриваться силуэт роста безработицы – налицо все благоприятные условия для того, чтобы кардинально пересмотреть стратегию своего бизнеса.

Классическая политэкономия отмечает положительные результаты циклических кризисов, происходящих до второй мировой войны на Западе раз в 4-7 лет: это и обновление основных производственных фондов, и уход слабых,  и оздоровление выживших в условиях кризиса компаний.

Многие крупные (и даже некоторые  средние) предприятия России смогли за период «цветущего развития капитализма» сертифицировать свое производство по международным сертификатам качества ИСО 9001. Однако я не знаю ни одного российского предприятия, где бы качество после этого кардинально улучшилось.

Качество продукции (товаров и услуг) – это результат хорошего управления, а не получения сертификата качества.  А с практикой управления у нас за более чем 15 лет капиталистических перемен практически ничего не изменилось в лучшую сторону. Сертификаты качества у нас научились получать (иногда эта «добровольная» процедура проходит  принудительно -  под нажимом имеющих отношение к лицензированию организациям). А вот хорошо управлять – пока нет. Да и не очень пытались это сделать. Зачем,  когда и так все шло неплохо.

 «Вы говорите о менеджменте? – спросит  руководитель предприятия, - так вот же он – сертификат МВА, висит на стене  прямо за мной!» Сертификат-то висит на видном месте, в то время как реальное качество управление российских компаний на месте пока  что топчется.

Достаточное условие для победы на рынке

За время рыночных перемен в нашей стране была сформирована необходимая инфраструктура. Это не только банки, страховые компании, фондовые биржи и СРО. Это еще и консалтинговые структуры, многие из которых  специализируются на управленческом консультировании.

В период кризиса компании начинают сокращать затраты на «второстепенное» - куда часто относят затраты на рекламу, паблик рилешенс,  консультантов по управлению  и др. (например, в период кризиса 1998 года нашему консультационному центру, чтобы выжить,  пришлось полностью изменить концепцию своих консультационных продуктов. Полагаю, что с учетом возросшей стоимости консалтинга в России – еще более серьезные изменения ждут консультантов сегодня.  Но они к этому хорошо  готовы – решать управленческие проблемы – это суть консультационной деятельности).

Не осознавая, что кризис – это время для выживания более эффективно управляемых компаний, коммерческие структуры начинают еще более судорожно управлять своим бизнесом, зачастую  сокращая в первую очередь наиболее ценные кадры, и откладывая «на потом» назревшие изменения в управлении.

Уволить кого-то придется, факт. Но пусть оставшиеся сотрудники не ухудшают качество обслуживания клиента, освоив для этого полезные инструменты Тайм-менеджмента. От каких-то направлений деятельности,  вероятно,  нужно будет отказаться. Но  при этом уточнение пути развития компании пусть происходит с использованием современных технологий стратегического управления, а не как раньше – на ощупь.

Очередной кризис в России дал нам очередной шанс – наконец-то заняться постановкой регулярного управления. Сегодня мы все находимся в весьма не простой, но как это не покажется парадоксальным, наиболее благоприятной за последнее время  ситуации в России.

Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz