ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА в 3-х частях с прологом и эпилогом
Часть1. Продолжение следует
В первых двух частях нашего урока мы рассмотрим два вопроса:
1.Особенности современной российской экономики.
2. Специфика менеджмента в России.
Часть 1
Недавно я разговаривал с одним не очень удачливым строителем дорог. В настоящее время он вынужден работать по найму продавцом в одном из нижегородских магазинов. Из его рассказа о себе, я узнал, что он получил высшее образование в области дорожного строительства. Это меня очень обрадовало, у меня появилась возможность узнать все из первых рук.
"Так как, - спросил я его, - решим мы в России хотя бы одну проблему - проблему дорог?"
"Маловероятно", - ответил он.
После окончания строительного института он пытался устроиться работать по специальности, но даже "с лопатой" (так неформально называют должность простого рабочего по укладке асфальта, который действительно работает с обыкновенной лопатой) устроиться без знакомства было невозможно. Так что пришлось выкручиваться самому.
"А как идет строительство дорог сейчас?", - поинтересовался я.
"У меня много знакомых, которым удалось "устроиться с лопатой". Так вот, они рассказывают, что даже если разработана нормальная технология укладки дороги, когда подходит время выполнения соответствующих технологических операций, оказывается, что того материала, что заложен в документации, в наличии нет. Дорогу укладывают в погодные условия также не соответствующие принятой технологии. Работают в организациях по строительству дорог старые кадры, новым людям с хорошим образованием там пробиться невозможно", - с грустью заметил он.
Откуда я сделал вывод, что если все сказанное правда, то проблема дорог действительно еще надолго останется в России нерешенной.
О дураках и дорогах
ИЛИ НА ПУТИ К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ!
Сначала обратимся к тому, что, без сомнения, Вам, Владимир Владимирович, хорошо известно.
Очевидно, что одна из главных сегодняшних проблем России - низкая конкурентоспособность наших товаров и услуг. (Накопленные за годы Советской власти достижения космической и военно-промышленной продукции были обусловлены жесткими приоритетами существовавшей до последнего времени административной системы в нашей стране.) Технологическое же отставание почти во всех отраслях сегодня мы особенно остро почувствовали, когда столкнулись с товарами западного производства - в строительной индустрии, в машиностроении, в микроэлектронике, в медицине, образовании и т.д., практически во всех отраслях мы отстали, по мнению специалистов, … "навсегда". Поэтому даже внук первого президента России обучался за границей (стыд-то какой, по мнению сторонников КПРФ), а мы, простые граждане, стали явно предпочитать телевизоры и другую бытовую технику импортного производства.
- Кстати, Владимир Владимирович, какой марки у Вас стоит дома видеомагнитофон?
Из-за низкой конкурентоспособности российских товаров нам приходится торговать в основном непереработанным сырьем (нефтью, газом, лесом и т.д.), закупая товары промышленного и потребительского назначения у более развитых стран за рубежом. Единственным способом не дать разориться отечественным товаропроизводителям является жесткая протекционистская политика нашего государства. Например, в отношении импорта более качественных автомобилей из-за рубежа. Менее жесткая протекционистская политика по отношению к товарам бытового назначения, например, по отношению к импорту телевизоров, привела к почти полной остановке телевизионного производства у нас в Нижнем Новгороде.
(Протекционизм должен быть хорошо продуман, например, попытка известного нашего земляка-популиста пересадить государственных чиновников на российские автомобили благоприятно отразилась, как Вам известно, лишь для ряда фирм, занимающихся тюнингом отечественных автомобилей.)
Одна из общепризнанных причин нашего отставания связывается с применяемыми сегодня в России устаревшими технологиями. Поиск путей технологического прорыва можно проследить на примере организации совместного производства автомобильными гигантами нашей индустрии, например ГАЗом, ведущим активные переговоры о создании СП с фирмой ФИАТ. При этом президент ГАЗа не скрывает главных намерений старейшего автозавода. "Мы, - говорит он, - хотим не просто начать производство современных автомобилей марки FIAT, пользующихся спросом во всем мире. Сотрудничая с FIAT, мы, в первую очередь, хотим серьезно продвинуться в самой технологии автомобилестроения" (высказывание президента ГАЗа Н.А. Пугина дано в авторской интерпретации - В.Т).
Действительно, наши предприятия могут повысить свою конкурентоспособность, привлекая западные инвестиции для того, чтобы ликвидировать технологическое отставание путем закупки современного оборудования и готовых технологий. Другой известный нижегородский пример - Борский стекольный завод, контрольный пакет акций которого принадлежит бельгийской фирме, недавно прошедший очередную модернизацию по выпуску листового полированного стекла методом флоат. Прошедшая модернизация позволяет Борскому заводу и дальше теснить своих конкурентов, пускай, пока в пределах России.
Итак, первый вывод - мы наблюдаем технологическое отставание России от развитых стран Запада. Чтобы соответствовать мировым технологическим стандартам, нам нужно активнее развивать совместные производства, привлекать иностранные инвестиции и использовать их для закупки современных технологий, что уже и делается продвинутыми по пониманию этой сути предприятиями.
МЫСЛИ ПРО СЕБЯ: Как-то все гладко получилось, но что-то в вышесказанном кажется мне сомнительным?
Я разговаривал с работниками Заволжского моторного завода, где в ряде производств уже внедрены современные западные стандарты качества ИСО 9000. Однако, по оценке самих работающих (я с ними общался, когда проводил на ЗМЗ несколько семинаров по менеджменту и маркетингу), после внедрения этих стандартов у них мало что изменилось.
О ситуации на горьковском автомобильном заводе вам расскажет любой дилер ГАЗа. От них я слышал часто повторяемую фразу - "что делать, будем снова ложиться под ГАЗ", - это когда нижегородский монополист очередной раз неуклюже менял правила игры со своими дилерами. Сомнительно, что после того, когда фиатовские модели частично заменят волги и газели, отношение ГАЗа к своим дилерам изменится.
А те, кто попытается заказать и получить на Борском стекольном заводе стеклопакет, наплачутся, столкнувшись с реальным менеджментом этого, по сути уже СП. Этот менеджмент, похоже, мало изменился с советских времен.
Возможно, в этом месте Владимир Владимирович, который видит все и всех насквозь, прервет мои мысли и скажет
- Критика это хорошо, а какие-то положительные примеры в нашей стране вам знакомы? Вот вы говорите "видеомагнитофон", а, спрашивается, какое сливочное маслице вы едите, импортное или наше? А раз наше, то и давайте наши положительные примеры, а то 100 дней моего президентства давно закончились, а у вас все плохо и ничего нет хорошего!
- Извините за "голую критику", совсем скоро (уже в следующем номере журнала) я перейду ко второму вопросу - что у нас есть хорошего.