ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

Сегодня широко известен японский метод управления, получивший название "точно в срок", когда производство осуществляется мелкими партиями. Фирма "Тоёота" была одним из пионеров в применении данного метода управления. Кроме снижения нерациональных запасов продукции, система управления "точно в срок" позволяла добиться неслыханного уровня качества продукции. Спрашивается почему?

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ

КАЧЕСТВОМ

Прошлый раз (смотри начало) мы ввели термин качество продукции, определив его как технический уровень изделия, определенный в реальных режимах эксплуатации самим потребителем. Спрашивается, а как можно использовать эти знания на практике?

Сегодня "у нас"

Как-то, на одном из консультируемых предприятий по производству автофургонов директор по маркетингу показал мне новое изделие подразделения НИОКР - автофургон с кузовом, покрытым красивой белой пленкой. "Ну как, Вам нравится наша новая разработка?", - спросил он меня, - мы собираемся поставить ее на поток".

В это время к нам подошел один из дилеров предприятия. Услышав наш разговор, он отметил - "Хотя новая продукция имеет приятный вид, но у меня лучше берут изделия из ламинированной фанеры не очень приятного цвета с красноватым оттенком и без всякой, там, пленки".

На следующий день у меня была возможность поговорить с предпринимателем, который занимается мелкооптовой торговлей молочными продуктами. Я удивился, что находящиеся у него в работе автофургоны старые, неприглядного вида. Я показал ему фотографии новой разработки моего клиента и спросил - готов ли он приобрести такую продукцию? Не задумываясь ни на минуту, бизнесмен ответил: "Конечно же, нет. Если у меня появится такой красивый автофургон, то ко мне сразу же прибежит налоговый инспектор, ему покажется, что мои доходы резко выросли и не соответствуют налогам, которые я плачу каждый месяц".

Если такого же мнения придерживаются и другие покупатели автофургонов, то отсюда следует, что новая разработка предприятия - производителя красивых, покрытых белой пленкой, автофургонов - это "некачественная" продукция. С такими фургонами у предпринимателей слишком много хлопот, а практичные автофургоны с грязноватого цвета кузовами из ламинированной фанеры - это то, что надо, то есть продукция самого подходящего, с точки зрения покупателей этого предприятия, качества.

Еще вчера "у них"

Обратимся к опыту японских производителей.

Вот что говорит о японском методе управления "точно в срок" американский профессор Ричард Шонбергер: "Существует простое объяснение, почему при производстве продукции мелкими партиями количество брака понижается, а качество повышается. Если рабочий изготавливает только одно изделие и сразу передает его следующему рабочему, он будет сразу поставлен в известность, если его деталь окажется непригодной. Таким образом, бракованные детали выявляются немедленно, брак пресекается в корне, исключается выпуск крупных партий продукции с высоким процентом бракованных изделий".

Если обратится к приведенному определению качества продукции, то можно видеть, что метод "точно в срок" (или "точно вовремя") создает особые условия, когда на протяжении всего технологического процесса качество продукции контролирует "потребитель". Рабочий, который получает деталь для дальнейших действий, и есть в данном случае тот самый "потребитель" детали, изготовленной на предыдущей стадии технологического процесса предыдущим рабочим. Если деталь бракованная, то он не сможет ее "эксплуатировать", в данном случае использовать для дальнейшей сборки автомобиля.

Как-то я был на конвейере ГАЗа, где идет сборка газелей. Там, вдоль всего конвейера стоят ящики с большим количеством деталей, которые рабочие используют при сборке легких грузовиков. Я спросил одного из рабочих - что он делает, если ему попадается бракованная деталь? "Ничего страшного, - ответил рабочий, - я ее откладываю в сторону и беру другую".

На "Тоёоте" у рабочего нет запасных деталей, ему они поставляются точно в необходимом количестве и точно в срок. В случаях, когда рабочий сталкивается с бракованной деталью, он вынужден ... останавливать конвейер. Может быть, по этой причине некоторые "новые русские" предпочитают нашей "Волге" заокеанскую "Тоёоту".

Уважаемые специалисты по качеству! Если вы в чем-то не согласны с нами, мы с удовольствием выслушаем и опубликуем ваше мнение.

Специалисты консультационного центра

менеджмента МС& МА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz