Полномочный представитель президента господин Кириенко объявил конкурс на вакантные места в государственной службе. Одно из заданий каждого конкурсанта предполагало написание реферата с желательным раскрытием конкретных тем (ниже эти темы обозначены соответствующими вопросами). Следуя завету, который мне привили еще в пионерском возрасте, - "Главное в соревновании не выигрыш, а участие!", я влился в пятитысячный поток, жаждущих прислониться к государственной кормушке. Ниже представлен мой конкурсный реферат без каких-либо изменений, поэтому прошу прощения, если в чем-то я повторяюсь, и что-то уже встречалось в моих статьях.

Размещение реферата в нашем журнале обусловлено двумя причинами.

Во-первых, мы надеемся, что читателю интересно узнать, а каков был уровень материалов, присылаемых на подобный конкурс. Это нескромное утверждение вызвано тем, что чуть позже мне случайно повезло прочитать другой конкурсный реферат (разумеется, с любезного разрешения его автора), он был примерно такого же уровня.

Кроме того, в последующих номерах нашего журнала предполагается чуть более подробное раскрытие проблемы, представленной в заключительной части конкурсного реферата, связанной с уровнем менеджмента в нашем судопроизводстве.

При проведении конкурса я был зашифрован как конкурсант q1r7qs.


 

КОНКУРСНЫЙ РЕФЕРАТ:

"ЧТО ДЕЛАТЬ?"

(ТАКЖЕ НАЗЫВАЛАСЬ МОЯ БОЛЬШАЯ СТАТЬЯ В "БИРЖЕ", ВЫШЕДШАЯ НЕЗАДОЛГО ДО МОЕГО АРЕСТА - о моем аресте написано в книге Т.Васильевой "Записки из сумасшедшего времени")

"Не бывает пророк без чести, разве в отечестве своем"

Евангелие от Матфея

1. К какой возрастной когорте Вы относите свое поколение?

Мне 45 лет. Поэтому я отношу себя к тому поколению, которое должно практически нести ответственность за состояние дел в стране. При этом речь идет не об абстрактной ответственности. Например, занимаясь управленческим консультированием своих клиентов (средний бизнес), я делаю все от меня возможное, чтобы мои клиенты стали конкурентоспособными предприятиями в России.

1

Пока это получается неплохо. Из 3-х фирм, находящихся на длительном (несколько лет) абонентском обслуживании, одно постепенно становится предприятием российского масштаба и начинает работать над проектом, направленном на экспорт. На другом предприятии, обороты которого выросли в 50 раз от значительной начальной цифры, постепенно ставится современное управление, начинается работа по улучшению качества на 3-ем предприятии, которое достаточно давно известно не только в Нижнем.

2

2. Как на жизнь Вашего поколения повлияли социально-политические и социально-экономические реформы в России?

Мое поколение оказалось в наиболее благоприятной ситуации. У нас уже был жизненный и профессиональный опыт. Конечно, на кого-то происходящие перемены (потеря рабочего места, статуса) оказали стрессовое влияние, срок жизни моего поколения сократился, однако жизнь измеряется не только прожитыми годами, но еще и делами. Старшее поколение, в большинстве

3

своем, осталось верным прошлым иллюзиям, за это нельзя винить (это своеобразные "верующие", к которым принято относиться с уважением, тем более что они всю жизнь добросовестно проработали, оказавшись нищими на старости лет). Младшее поколение фактически еще только формируется, пример - яркая победа "правых" - молодежь поддержала их благодаря хорошо проведенной рекламной кампании, а не в силу своих сформировавшихся взглядов.

4

3. Оценка итогов и перспектив реформирования Российского государства.

 Я, наверное, "менеджер до мозга костей", а в менеджменте не принято искать виноватых - это не менеджмент. В конкретной ситуации нужно искать решение. Поэтому судить строго полученные достаточно плачевные итоги - бесперспективно. Могло быть и хуже. Очевидно, что прохождение нашей страной за десяток лет того, что на Западе занимало целое столетие, не могло не отразиться на результатах проводимых изменений. Ясно одно, что те, кто стоял у власти, в большинстве своем не умели предугадывать последствий тех изменений, которые они сами спровоцировали. Что касается перспектив, то здесь, к сожалению,

5

очень многое зависит не "от масс, а от личностей". Это связано с очень низким уровнем знаний большинства населения в России, несмотря на бум высшего образования (этим, в частности, объясняется победа "Медведя" на выборах). Думаю, что перспективы будут в том случае благоприятные, если начнутся сдвиги в сторону повышения уровня знания и самосознания большинства нашего народа. В противном случае, нас будет бросать и дальше из стороны в сторону, по мере смены одного лидера на другого.

6

А. Кто и почему из представителей моего поколения идет сейчас на государственную службу?

 Будем искренни. В большинстве своем на гос. службу идут исключительно из карьерных соображений (в худшем смысле этого слова). И поэтому, даже при существующих исключениях из правил, никто в эти исключения не верит. Когда я участвовал в

7

 демократических выборах на один из последних съездов КПСС, а затем инициировал региональный российско-французский проект по "Конверсии" - по переподготовке кадров, мало кто верил, что я это делал, в первую очередь, ради дела, а не своей будущей карьеры. 

8

4.Б. Сформулируйте собственные требования к современному работнику государственной службы России (профессиональные и личные качества).

 Считаю вопрос некорректным. Работник государственной службы - это профессиональный управленец, а качества менеджера в каждой конкретной ситуации требуются разные (методология ситуационного подхода, ставшая сегодня стандартом в управлении). Есть, без сомнения, качества, которые полезны в большом количестве случаев, они общеизвестны и не стоит их все перечислять (ответственность, компетентность и др.).

9

 Другое дело, если задаться вопросом - дефицит людей с какими качествами существует применительно к сегодняшней ситуации - это, в первую очередь, нехватка людей, имеющих свои собственные интересные идеи (принципиально отличных от не очень профессиональных идей Б. Немцова - вроде пересаживания чиновников на наши автомобили, что положительно сказалось лишь на рынке тюнинга отечественных машин).

10 

5А. Сформулируйте пять важнейших задач региональных органов государственного управления с точки зрения Вашего поколения.

Мое поколение тут не при чем. Надо работать для всех поколений и учитывать каждую точку зрения. Цифра "пять", надо понимать, связана с приоритетами кандидатов данного конкурса. Попробуем определиться с пятью задачами государственных органов управления применительно к законодательной, судебной, исполнительной власти, "четвертой власти" общественного мнения и "пятой" власти, которая пока редко упоминается, но имеет не меньшее

11

значение, чем первые четыре.

  • Те законы, что разрабатываются, в частности, Думой, могут быть красивы на бумаге, но малополезны или сложно претворимы в реальной обстановке. С точки зрения современной теории маркетинга, именно региональные органы государственного управления могут определиться на месте, чтобы выяснить, в чем недостатки разработанных законов - "товаров", которые производит законодательная власть (учет факторов, которые проявились лишь при исполнении тех или иных законов), с тем, чтобы вовремя внести коррективы в эти законы.

12

  • Более подробно про судебную власть я скажу в заключительной части конкурсного реферата. В то же время не могу не привести пример из своей жизни. Летом 1998 г. я попал в тюрьму по решению судьи М. на небольшой срок - всего на 5 суток - "за злостное уклонение от явки в суд" (по повестке, которую я на самом деле не получал), через 4,5 суток я был освобожден по определению областного суда, поскольку решение об аресте было незаконным. Затем я смог выиграть дело у Министерства Финансов РФ по возмещению мне морального и материального вреда (судья М. от должности освобождена). Однако, несмотря на все мои усилия по взаимодействию с прокуратурой всех уровней и достаточно высокую юридическую компетентность, я так и не смог добиться возбуждения уголовного дела по двум статьям УК РФ против преступника в обличье судьи. Очевидно, что количество задач по формированию нормального правового поля на местах бесконечно много. Их нужно и можно решать в рамках существующих законов.

13

  • Что касается исполнительной власти, то, с моей точки зрения, ее первостепенная задача - сформировать благоприятную среду по развитию экономики, поскольку она определяет благополучие дел в обществе в целом. Эти задачи описаны в каждом учебнике по экономической теории - усиление приоритетных отраслей в регионах, поддержка соответствующей инфраструктуры и многое другое. Однако есть задача, которая часто упускается из виду на всех уровнях исполнительной власти - это выработка стратегии развития до того, как начать "инвестиции людей", денег, других ресурсов. В чем России быть сильной - до сих пор не ясно. А в чем иметь конкурентные преимущества тому или иному региону? И кто будет финансировать достаточно дорогостоящие разработки стратегических решений (дешевые и стоят дешево). Может быть, поэтому в органах власти сегодня требуются профессионалы, умеющие разрабатывать стратегии регионального развития, с этой работой справятся опытные консультанты.

14

  • Что касается "Общественного мнения", то власть до сих пор работает в этом направлении чересчур однобоко - создавая достаточно затратные группы по формированию ПР, пытаясь выстроить свой личный имидж в преддверии очередных выборов. На самом деле, разные группы влияния - это источник ценнейшей информации для определения направлений дальнейшего развития общества. Изучение новых общественных потребностей, анализ их изменений и удовлетворение этих потребностей - вот источник идей, которых так не хватает власти.
  • Под "пятой" властью я понимаю "Знания". Неучет этой составляющей - пагубно

15

сказывается на любых вопросах общественного развития. Когда М.Горбачев начал реформу по введению Госприемки, непрофессионализм в понимании сущности качества привел к тому, что на ветер были выброшены миллионы рублей. Незнание закона разделения труда привело его окружение к не менее пагубному хозяйственному способу строительства различных объектов (я об этом неоднократно писал в "Биржевых" изданиях). С другой стороны, совсем недавно мне удалось обнародовать гипотезу о новой парадигме управления персоналом. Думаю, что первые, кто сможет правильно уловить ее суть, могут обеспечить процветание своей фирмы. Знания - сила!

16

Знания значат даже больше, чем им приписывают. Юридические законы, которые разрабатываются на разных уровнях, должны в своей основе опираться на знания не только юридические (попробуйте сформулировать - что такое, например, долевая собственность (к ним относятся все ООО), и вы поймете, что все это совсем не просто). Но и знания хотя бы юридических законов не помешают, и не только нашим судьям и прокурорам. Отметим, что на уровне районных судов наши судьи просто неграмотны. Органам исполнительной власти (и не только им) неплохо бы подтянуться в вопросах общего менеджмента. Мы живем в стране, где большинство, занимая свой пост, мало смыслят в том деле, которым они занимаются.

17

Руководители фирм в нашей стране не умеют управлять, юристы не знают права, продавцы не понимают маркетинга, руководители производства не умеют повысить качество выпускаемой продукции, ректора вузов слабо разбираются в вопросах образования, не говоря уж о вопросах менеджмента, которыми им приходится практически заниматься большую часть своего времени, и т.д. С другой стороны, эта повальная неграмотность кормит профессиональных консультантов, к которым я отношу и себя.

18

7.Каков может быть Ваш личный вклад в реформирование Российского государств?

 Я рад, что у меня появилась реальная возможность донести свои идеи до команды г.Кириенко, независимо от того, буду ли я победителем в этом конкурсе. Даже "правильные" законы (в данном случае речь идет о юридических законах) ничего не значат, если они не претворяются в жизнь. Мы имеем дело с ситуацией, когда количество законов увеличивается, а качество законов улучшается. Но при этом их претворение в жизнь остается на старом уровне. Представим себе предприятие, которое занимается производством услуг низкого качества с пожизненной гарантией. Что будет с тем предприятием через несколько лет? Оно будет завалено работой по исправлению недостатков.

19

 Наши районные суды производят сплошной брак - дела после отмены в кассационной инстанции из-за неграмотности судей районного уровня передаются на новое рассмотрение в новом составе районных судей, но с таким же уровнем повальной неграмотности. Это я знаю не понаслышке - участвую в гражданском процессе нашего лучшего центрального (Нижегородского) района уже 7 лет, в процессе участвовало такое количество судей, что, очевидно, что они безграмотны все (в Приокском районе, где мы выиграли дело против Министерства финансов РФ, сидят такие же). Может быть, они в этом не очень виноваты - все они учились в нашем юридическом институте заочно, но людям от этого не легче.

20

 Хотя проблем регионального масштаба много, но новая структура государственного управления поступит более правильно, если сосредоточится на тех, которые имеют большое значение, достаточно оригинальны, и которые можно фактически реализовать (хотя бы в качестве эксперимента) в одном регионе.

Судебная система должна быть консервативной по определению. Однако время бежит сегодня настолько быстро, что новые знания не помешают и этой ветви российской власти. Полагаю, что знания в области менеджмента, которые накоплены на настоящий момент, могли бы серьезно поправить дела в этой несколько

21

 закостенелой структуре (органах судебной власти) в рамках существующих юридических законов. Рассмотрим несколько примеров. Отмена решения районного суда - это брак в работе конкретного судьи. Сегодня ничего не делается по устранению причин этого брака. Меры могут самые разные - наказание судей, которые допускают "брак" в своей работе, поощрение тех судей, чьи решения не отменяются.

Как видим, речь идет об азах управления - контроле за выполненную работу (не надо забывать, что эта работа фактически оплачивается населением из налогов). Сегодня у судей нет никакой мотивации (опять же управленческий термин) в повышении своей квалификации (уровень областной квалификационной коллегии судей легко можно представить, если, например, входящая в нее судья

22

 Нижегородского района П. в течение 1,5 лет так и не смогла разобраться в вопросе - что такое долевая собственность - можно посмотреть дело "Об устранении препятствий", которое она вела).

Сегодня некоторые суды начинают применять разделение труда (пока на примитивном уровне) - некоторые дела распределяются не по улицам, приписанным к судье, а по предметам рассмотрения). Это и есть менеджмент. Разделение труда - неиссякаемый источник повышения эффективности любого производства, однако, при разделении труда требуется координация работ высокой квалификации, то есть менеджмент. В последнее время я начал работать над вопросами общей теории управления (пока такой науки еще нет, но некоторые вопросы, подпадающие под ее предмет, уже встречаются в теории и практики менеджмента,

23

  у меня лично уже кое-что получилось при разработке вопросов методологии самоменеджмента - готовится второе издание книги). Думаю, что положения этой теории можно будет успешно применить для преобразования судебной системы. Что делают судьи? Они принимают решение. А в чем сущность менеджмента - это, в первую очередь, умение принимать эффективные решения. Как видим, сходство есть. Только, спрашивается, а кто-то обучает где-нибудь наших судей современной теории менеджмента хотя бы в части принятия эффективных решений? Что мы имеем сегодня. Наши новые специалисты по управлению практически догнали западных теоретиков, это можно проследить по публикациям. Поэтому разработка мер по реформированию судебной отрасли, опираясь на знания в области эффективного управления, вполне реальна.

24

Повышение эффективности судебной системы будет, по моему мнению, иметь последствия, которые благотворно отразятся и на других элементах системы управления государством. При этом следует отметить, что подобных разработок даже в западной литературе пока не встречается.

Свой личный вклад я вижу в разработке конкретных предложений по улучшению управления судебной системой (применение достигнутого в теории и практике управления) с целью повышения эффективности ее функционирования. Для этого я имею достаточно управленческих и юридических знаний, а также практический опыт консультанта.

25

Решение обозначенной проблемы видится в три этапа:

  1. Анализ существующей ситуации в судебной системе региона с целью определения первоочередных мер по повышению квалификации судей и прокуратуры (силами самих этих органов сделать это невозможно, они же это делают безуспешно вот уже 80 лет).

  2. Определение мер по повышению эффективности управления судебной системой власти с точки зрения знаний современной теории менеджмента.

  3. Разработка практической программы реформирования судебной системы в регионе с учетом существующего законодательства.

Конкурсант q1r7qs  26

Пикантность ситуации добавляет тот факт, что уже после того, как редакция MC&MA приняла решение о размещение данного материала в шестом номере журнала под рубрикой "Руководителю страны", от оргкомитета С.Кириенко пришло электронное письмо, в котором Конкурсант q1r7qs  приглашался на следующий этап конкурса, который будет проходить уже в очной форме с 6 по 9 сентября 2000. Быть может, мне удастся подойти к вожделенной ... А, вдруг, выиграю? Бросить консалтинг и превратиться в примерного чиновника? Такое мне не снилось, даже после ...


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz