21 ВЕК – НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ

(впервые лпубликовано в "Бирже плюс карьера")

По мнению Питера Друкера длинные волны Кондратьева,

описывающие цикличность развития экономики,

не реализуются в предпринимательской экономике,

пример которой дают США конца 20 века

Заблуждение №1.

Исходная посылка “Экономикс” - ограниченность ресурсов (национальной экономики, фирмы): ограниченность трудовых ресурсов, земли, капитала, … современная экономическая теория к ресурсам относит и предпринимательские способности.

Виртуальная реальность.

Общепризнанно, что ограниченность ресурсов – источник главных экономических проблем. Однако предпринимательская экономика (да еще в условиях информационного общества) перевернула все представления об этой ограниченности.

В условиях правильного управления дополнительные денежные средства можно взять под хорошую идею в венчурном банке. Если вам не хватает “земли” (например, сотрудники начинают друг другу мешать в небольшом по размере офисе), взятый кредит можно использовать для открытия виртуального офиса, а открытие электронного магазина избавит фирму от затрат на приобретение дорогостоящего торгового оборудования – налицо привлечение капитала в виде виртуальных материально-технических средств. А если еще в качестве носителя рекламы использовать электронную почту … Неужели, исходный тезис ограниченности ресурсов, положенный в основу модели современной экономической теории, стал не верен?

Реальная виртуальность.

Спрашивается, почему тогда мы так плохо живем? Не потому ли, что денег мало, “земли” в обрез, а предпринимательские способности встречаются крайне редко?

Занимаясь управленческим консультированием, чаще всего мне приходится помогать своим клиентам в поиске дополнительных ресурсов. Однако парадокс заключается в том, что, испытывая “ресурсный голод”, главные препятствия в привлечении дополнительных ресурсов создают сами заказчики.

В качестве примера рассмотрим предпринимательские способности в фирме – способности членов организации предлагать новые комбинации ресурсов, которыми обладает предприятие. То, что такие способности есть только у организатора бизнеса - очевидное заблуждение. Всякий нормальный человек обладает творческими способностями (а творчество и есть, по определению, умение создавать новые комбинации); более того, каждый, в течение своей жизни, постоянно развивает свои творческие способности.

Однако неправильный менеджмент, с которым приходится постоянно сталкиваться каждому из нас, может любого творческого работника превратить в плохо соображающую машину.

Если сотрудник вышел к руководителю с хорошей идеей, а тот оказался не в состоянии ее понять, или просто не пожелал выслушать подчиненного, второй раз член вашей “команды” придет с новой идеей менее охотно. В случае же повторения ситуации, скорее всего, попытки предложить предпринимательские способности своему руководству прекратятся. В результате такого управления персоналом, вместо активных думающих работников менеджмент получает пассивных исполнителей несложных указаний.

К сожалению, описанная модель взаимоотношений руководителей и подчиненных является не исключением, а правилом в большинстве российских фирм – это совершенно реальная ситуация, когда предпринимательские способности сотрудников предприятия перестают приносить доход фирме. Что же касается самих предпринимательских (творческих) способностей этих сотрудников, то они исчезают лишь виртуально – на время, когда они работают на предприятии, где инициатива никак не поощряется ( поскольку творить можно и дома).

Вспоминаю один из первых своих консультационных проектов, когда, изучив потенциал ведущих сотрудников организации, на мой вопрос почему вы не делаете то, что умеете, одна из корреспондентов консультируемой газеты ответила так – “Здесь я тяну лямку, а свой творческий потенциал реализую на радио, где работаю по совместительству”. Воистину реальная виртуальность

Несмотря на значительное сокращение численности работников ведущих отраслей США, сопровождаемое “бумом эмансипации” американских женщин, что привело к дополнительному появлению на рынке труда большого количества бывших домохозяек, уровень безработицы при этом не увеличился – новые рабочие места были созданы не государственной службой занятости, а, в первую очередь, предпринимателями, предложившими новые товары и услуги или новые методы управления при их производстве (словом, новые идеи). Отметим, что на Западе предпринимателей, в силу их особого значения для развития национальной экономики, принято отличать от бизнесменов.

Господа бизнесмены и те, кто собирается ими стать! Подумайте, быть может моя критика имеет отношение и к вам?

Владимир ТОКАРЕВ