Мы живем в новый век, когда все просчитать становится невозможным. Конкуренция принимает глобальные формы, новые технологии появляются как грибы после дождя, на раздумье просто не остается времени. Чтобы помочь предприятиям выжить в условиях чрезвычайно быстрых изменений, специалисты по управлению разработали специальные инструменты, один из таких инструментов - управление по слабым сигналам.

УПРАВЛЕНИЕ ПО СЛАБЫМ СИГНАЛАМ

- Ваша беда в том, Фил, что вы окончили Гарвард, где вас учили переходить к действиям, пока не станут известны все факты. В вашем распоряжении имеется 95 процентов фактов, но вы затрачиваете еще шесть месяцев на то, чтобы добыть последние 5 процентов. К моменту,
когда вы их наконец добыли, оказывается, что они уже устарели,
так как рыночная ситуация претерпела изменения.

Ли Якокка

Типичное заблуждение:
Все инвестиционные решения следует скрупулезно просчитывать. Прежде, чем потратить деньги, вы должны увидеть на бумаге, когда они принесут вам доход, достаточный для покрытия всех издержек.

По поводу этого заблуждения легендарный Ли Якокка, цитата из которого использована в качестве эпиграфа, говорил:

"Когда дело касается затраты 300 миллионов долларов на создание нового изделия, хочется быть абсолютно уверенным в том, что находишься на верном пути.

В теории все это выглядит прекрасно, но реальная жизнь просто не укладывается в такую схему".

Что такое управление по слабым сигналам (УСС)?

Это такое управление, когда руководство фирмы принимает ответственные решения на основе неточной, имеющей вероятностный характер, информации о рынке. Метод управления по слабым сигналам предполагает, что руководство уже при первых слабых сигналах об изменениях на рынке не ждет, а начинает действовать. При этом практические шаги со стороны менеджмента, направленные на использование этих, пока еще нечетко проявившихся рыночных возможностей, становятся все более определенными - они усиливаются по мере получения более точной и обширной информации об изменении ситуации во внешней среде. К моменту, когда новые возможности становятся очевидными для всех, фирма уже занимает круговую оборону, чтобы отстоять, занятую ею раньше других, новую нишу на рынке.

История о том, как я стал соревноваться с самой энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Наш консультационный центр менеджмента весной прошлого года стал выпускать в Интернете электронный журнал по менеджменту "MC&MA". В составе этого журнала был небольшой словарик важных терминов по управлению. Мы разместили его еще и как отдельный сайт с названием "Глоссарий по менеджменту" в активно раскручивающемся каталоге list.ru. Неожиданно выяснилось, что наш словарик стал посещаться. Пока это был "слабый сигнал", на который я прореагировал тем, что каждое слово из словаря стало "подкрепляться" моими статьями, большинство из которых было напечатано в течение последних лет в местных СМИ. Конечно, очень хотелось сначала раскрутить журнал "MC&MA", но жители Сети упорно увеличивали посещаемость именно словаря, на который мы не имели никаких видов. Продолжая пользоваться технологией управления по слабым сигналам, я стал увеличивать количество слов словаря, более профессионально (насколько было в моих силах) выполнять дизайн сайта - подбирать цвета и прочее. Конечно, это потребовало значительных сил и времени (моих дорогостоящих инвестиций). Посещаемость журнала "MC&MA" увеличивалась, но, в сравнении со словарем, можно было сказать, что журнал "стоял на месте". "Глоссарий по менеджменту" продолжал быстро набирать обороты, но его поддержка уже требовала практически ежедневного пополнения новыми терминами и статьями, что было чрезвычайно тяжело из-за большого количества текущей работы по выполнению консультационных проектов для моих клиентов - Интернет тогда для нас не был бизнесом. Когда в августе мы вернулись из отпуска, я обнаружил, что наш глоссарий вышел на сервере list.ru на 2 место по популярности среди примерно 80 российских словарей по экономике и финансам. Из чистого любопытства я посмотрел, а кто же на первом месте - к моему удивлению, им оказался экономический раздел известнейшей энциклопедии Кирилла и Мефодия. Реагируя на слабые сигналы, нам удалось сравняться с известным профессионалом - наш глоссарий содержал всего несколько десятков слов со статьями, посвященными менеджменту, а "K&M" насчитывает десятки тысяч терминов!

В дальнейшем, обеспечив удобный для посетителей сайта переход из "Глоссария по менеджменту" в наш журнал "MC&MA", мы достаточно быстро достигли намеченной цели - желаемого посещения важного для нас ресурса. Однако, если бы мы вовремя не прореагировали на слабые сигналы, которые "излучал наш словарик", путь к этому результату был бы намного длиннее.

Сегодня мы перестали соревноваться с экономическим разделом "К&M", увлекшись строительством нового проекта - Портала "Русский менеджмент", который рассматривается нами уже как серьезный бизнес в Интернет. И по этой причине при управлении новым проектом мы внимательно изучаем все слабые сигналы, характеризующие интерес посетителей к тем или иным разделам нашего Портала.

 

Владимир ТОКАРЕВ,

канд. техн. наук, руководитель
Консультационный центр MC&MA
/КЦ РУССКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ