Цель данного цикла статей, в котором я действительно собираюсь дать ровно 100 советов любимым преподавателям, не поучать тех, кто знает свое дело во сто раз лучше, чем я, а вызвать их на спор о современном педагогическом мастерстве. В споре рождается истина, но кто-то должен затеять этот спор, и лучше всего это должно получиться у того, кто говорит вещи отнюдь не правильные, о наоборот, может быть даже глупые. Вот для этого-то я и сгожусь, поскольку сам в школе не работал.
100 ПОЖЕЛАНИЙ ЛЮБИМЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ,
а также тем, кто хотел бы стать менеджером
(впервые было опубликовано в "Бирже плюс карьера")
Хотя мне уже скоро будет 44 года (поздравлять 14 августа), у меня, как и у вас, были любимые учителя. Учителя в школе, преподаватели в институте (до сих пор не могу понять, почему в институте работают преподаватели, а в школе учителя, поэтому-то мои сто пожеланий направлены не работникам вуза, которых, кстати, нигде не готовят, а преподавателям школы) .
На всю жизнь мне запомнились лекции профессора физического факультета ГГУ Владимира Алексеевича Пантелеева, меня поразило, когда он нам в течение годового курса смог "вывести всю физику" по сути из одного закона сохранения энергии (теперь сам "лелею голубую мечту" - попытаться построить всю теорию современного управления из одного закона разделения труда).
Однако в данном цикле статей я обращаюсь не к тем, кому я благодарен за учебные годы, а, в первую очередь, к тем, кто сегодня с мелом у доски сражается с коварным врагом - безграмотностью, а также в какой-то мере к тем, кто является их счастливыми слушателями.
Если редакция любимой газеты "карьеристов всех времен и народов" согласиться на данный проект, то я предлагаю учителям Нижегородского региона поспорить о том, что же такое работа современного учителя. Чтобы быть в равных условиях будем спорить по очереди: в одном номере Карьеры я буду советовать "Как Вам учить своих школьников" (моя единственная попытка провести пробный урок физики в школе №8 кончилась почти полным провалом), а в следующем номере вы будете разбивать мою концепцию в пух и прах. А что еще, собственно, надо русскому человеку, как поспорить, а чтобы зрители были тоже довольны - бейте меня не жалея. Итак, к бою.
Совет 1. Лупите своих учеников. Вспомните "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко. Не стоит, конечно, использовать рукоприкладство, как это делал великий педагог, сегодняшние детки здоровы и могут дать сдачу. Но есть масса других способов наказать провинившегося. Я уверен, что есть ситуации, когда, "соблюдая неписанные законы школы" вы в конце концов добьетесь того, что ученики сядут вам на шею.
Почему я дал такой совет? Потому, что я преподаю менеджмент (практика управления мне больше знакома, чем работа учителя) и считаю, что учитель - это, в первую очередь, руководитель у которого в подчинении находятся учащиеся. А уж во вторую очередь, учитель еще и педагог.
Теория менеджмента говорит, что демократический стиль управления уместен лишь при определенных условиях, когда подчиненные достигают определенной степени зрелости. В других же случаях принуждение вполне даже уместно. Если я говорю своим студентам, что урок сегодня кончится минут на 10 раньше, в ответ я обычно слышу: "А давайте закончим на 20 минут пораньше". Это "зрелость" тех, кто с огромным трудом поступил в ИНЯЗ.
Что касается зрелости ваших подопечных, то это вам судить.
Владимир ТОКАРЕВ,
Консультационный центр "Русский менеджмент"