Гибкое управление предполагает, в первую очередь, что фирма активно использует современные инструменты маркетинга, позволяющие лучше узнать потребности своих клиентов.

В рыночной борьбе победит тот, кто лучше удовлетворит эти потребности.

Если речь идет о вузе, то здесь успех будет у того учебного заведения, которое лучше сможет удовлетворить потребности своих студентов.

НЕ ТРОГАЙТЕ СТУДЕНТОВ РУКАМИ …

или

100 ПОЖЕЛАНИЙ ЛЮБИМЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ


Как можно улучшить систему подготовки на любом факультете?
 

Для получения ответа на этот вопрос мы решили обратиться к самим студентам.

Был проведен опрос одной из студенческих групп ИНЯЗА, в составе которой были студенты различных курсов практически со всех факультетов НГЛУ (возможность собрать такую группу позволяет инязовская система изучения "предметов по выбору", в данном случае это была сборная группа, пожелавшая познакомиться с предметом "Самоменеджмент". (Ни в коем случае не следует рассматривать данный опрос как репрезентативный, это всего лишь мнение конкретной группы студентов, но, представляется, мнение достаточно любопытное).

Всего было высказано ровно 100 пожеланий, но было решено оставить только самые интересные.
 

ПОЖЕЛАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
 

Ниже представлены данные опроса группы, в ходе которого сами студенты выдвинули пожелания своим любимым преподавателям и выставили рейтинг каждому своему предложению. Оценка производилась по 10 бальной системе, группа состояла из 21 студента. Соответственно, наиболее важное пожелание могло получить максимальную оценку в 210 баллов, а наименее важное в 0 баллов.

Результаты опроса удалось в первом приближении распределить по 7 номинациям: "начальные элементы" профессионализма преподавателя, взаимодействие преподавателя со студентами, регламент проведения урока, мотивация студентов к учению, внимание к личности студента, форма проведения занятий и этика взаимоотношений преподавателей и студентов.
 

1. "Начальные элементы" профессионализма преподавателя  

Пожелания студентов  Баллы
  • Знать профессионально свой предмет
194
  • Не считать свой предмет важнее других
187
  • Избавляться от "занудного" тона голоса
183
  • Приходить на урок в хорошем настроении
171
  • Не обсуждать со студентами личные проблемы
155
  • Быть самим собой
147

2. Взаимодействие преподавателя со студентами  

Пожелания студентов 

Баллы
  • Не бояться улыбнуться
202
  • С начала знакомства расположить к себе
185
  • Выслушивать студентов, обдумывать их предложения
180
  • Уделять всем студентам равное внимание
162
  • Разряжать иногда атмосферу
143
  • Не показывать свою более уязвимую сторону
104

3. Регламент проведения занятий и перерывов  

Пожелания студентов

Баллы
  • Отменить совсем некоторые предметы
190
  • При опоздании студента на занятие не посылать его за разрешением присутствовать к декану
185
  • "Не лить воду", вести занятие строго по теме
181
  • Во время контрольной работы разрешать заглянуть в записи, чтобы снять напряжения, известное у студентов как комплекс "все забыл"
141
  • Во время контрольных работ и тестов преподавателю поменьше разговаривать
119
  • Ввести разнополое обучение студентов
13

4 Мотивация студентов к учению  

Пожелания студентов 

Баллы
  • Урок должен быть увлекательным и продуман с начала до конца
199
  • Давать студенту шанс исправиться, если он допустил ошибку
198
  • Суметь заинтересовать студентов предметом
185
  • Необходимы небольшие поощрения
174
  • Пытаться объяснить смысл, для чего изучать данный предмет
152
  • Не ставить плохие оценки
119

5. Внимание к личности студента  

Пожелания студентов 

Баллы
  • Понимать уважительные причины студентов
205
  • Не делить студентов на "любимчиков" и "не любимчиков"
193
  • Куратор группы должен изредка делать подарки студентам
130
  • Поддерживать отношения со студентами и вне урока
126
  • Интересоваться настроением и здоровьем студентов
125
  • Свыкнуться с привычками студентов
112

6. Форма проведения занятий  

Пожелания студентов 

Баллы
  • Увеличить общение с "живыми" носителями языка (напомню, речь идет об ИНЯЗЕ)
207
  • Не давать задания по учебнику, который есть только у преподавателя
199
  • Использовать раздаточный материал
191
  • Не использовать устаревшую советскую методику и литературу
177
  • Должно быть известно, где можно взять изучаемый материал в готовом виде
168
  • Побольше практики, поменьше теории
154

7. Этика взаимоотношений студентов и преподавателей  

Пожелания студентов 

Баллы
  • Не срывать зло на студентах
194
  • Не смотреть долго в журнал, выбирая жертву для ответа
188
  • Соблюдать чувство меры
183
  • Не запугивать студентов
181
  • Не трогать студентов руками
169
  • Не общаться со студентами "на ты"
124

Благодарю студентов за проделанную работу, по понятным причинам фамилии авторов я оставляю неизвестными широкой публике.

Я надеюсь, что ряд предложений студентов будут рассмотрены преподавательским составом со всей серьезностью. В то же время хотелось бы, чтобы особой популярностью пользовалось пожелание любимым преподавателям -

"Не бояться улыбнуться".

Владимир ТОКАРЕВ,

Консультационный центр менеджмента MC&MA,

Бизнес школа для новых русских