Впервые оубликовано в Васко да Гама
Азы микроэкономики для туроператора
Насколько серьезно туроператоры относятся к объективным экономическим законам? Используют ли они знания об этих законах в своей практической работе?
Рассмотрим пример. Как-то мы совершали небольшое экскурсионное путешествие по С.-Петербургу (тогда еще Ленинграду). Сначала мы как губки впитывали информацию об историческом и культурном прошлом второй столицы. К середине недели нашего путешествия блеск золота "потускнел" - мы были уже достаточно насыщены впечатлениями. К концу же недели дело дошло до того, что на предложение экскурсовода "выйти из автобума, чтобы получше рассмотреть достопримечательности" мы ответили категорическим отказом.
В описанной истории свое действие проявляет закон убывающей предельной полезности, который гласит: каждая новая единица товара или услуги приносит потребителю все меньшее количество пользы - меньшую величину удовлетворения. Когда мы съедаем первое красивое яблочко, мы испытываем большое удовольствие, второе кажется уже не таким вкусным, а восьмое … мы если и согласимся съесть, то лишь за большую сумму денег.
Причины, по которым полезность каждой
новой единицы товара/услуги
уменьшается, очевидна - наши
соответствующие потребности (в еде,
в отдыхе, в общении, в новых
впечатлениях и т.д.) по мере
потребления товаров/услуг
насыщаются.
Как использовать знания о законе
убывающей предельной полезности
фирме, занимающейся
туроператорской деятельностью?
Если вы разрабатываете маршрут теплоходного круиза "Нижний Новгород - Санкт-Петербург", нужно учитывать, что вверх по реке турист плывет еще "голодный на впечатления", поэтому даже в малых городах следует предложить его вниманию глубоко разработанные экскурсии. Насытившийся впечатлениями в Питере, вниз по Волге турист плывет "объевшийся", ему нужно дать переварить многочисленные впечатления.
Варианты учета закона убывающей предельной отдачи в этом случае могут быть достаточно разнообразными. Можно несколько сократить экскурсионную программу в городах следования, предложив туристам какие-то диковинные турпродукты. Например, в Ярославле предложить вниманию туристов частный музыкальный музей. Было бы неплохо найти способы удовлетворения других многочисленных потребностей туристов, помимо потребностей на новые впечатления. Например, в том же музыкальном частном музее организовать не просто путешествие в мир старых музыкальных инструментов, а организовать небольшой концерт силами работников музея (имеющих музыкальное образование) и культмассовых работников, сопровождающих теплоходных круиз. Попробуйте и вы увидите, что туристы будут очень довольны.