Copyright © 2002 Токарев В.Ф.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения автора

Министерство образования Российской Федерации
Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова
Бизнес-школа при УИЦ НГЛУ
Консультационный центр менеджмента MC&MA

В.Ф.ТОКАРЕВ

 

Как стать квалифицированным менеджером,

а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память

Дополнительное образование в области
управленческого консультирования

Учебное пособие

Нижний Новгород 2002


Печатается по решению редакционно-издательского совета НГЛУ им. Н.А.Добролюбова

УДК 65. 011 (075.83)

В.Ф.Токарев. Как стать квалифицированным менеджером, а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память. Дополнительное образование в области управленческого консультирования: Учебное пособие - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2002, 84 с.

Как стать квалифицированным менеджером, а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память: учебное пособие; содержит теоретические и методические материалы по программе дополнительного обучения в области управленческого консультирования и предназначено для слушателей различных школ бизнеса, а также для самостоятельного овладения данной программой.

Автор: кандидат технических наук, руководитель бизнес-курсов, доцент НГЛУ В.Ф.Токарев
Рецензент: директор УИЦ, проректор по экономике НГЛУ А.А.Егоров

СОДЕРЖАНИЕ

  Предисловие: какую практическую пользу получит читатель данной книги?

5

  ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТУ В РОССИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

7

1.

Учебный план. Управленческое консультирование.

11

2.

Менеджмент.

13

 
  • КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ или ФЕНОМЕН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГЛУ

13

 
  • Тематический план и учебная программа

16

3.

Самоменеджмент

18

 
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА (“ОБОГАЩЕННЫЙ САМОМЕНЕДЖМЕНТ”)

18

 
  • Тематический план и учебная программа

22

4.

Реклама и СМИ. Реферат

24

 
  • КАК И ЗАЧЕМ ПИСАТЬ РЕФЕРАТ

24

 
  • КУРС "Реклама и СМИ", написание реферата

26

 
  • КАК НАПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ, КУРСОВОЙ ИЛИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ  

27

5.

Маркетинг

29

 
  • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ МАРКЕТИНГ?

29

 
  • Тематический план и учебная программа

31

6.

Управленческое консультирование, практика

32

 
  • ПОЧЕМУ КОНСУЛЬТАНТЫ СТОЯТ ТАК ДОРОГО?

32

 
  • Тематический план и учебная программа

34

7.

Стратегический менеджмент. Курсовая работа

36

 
  • СТРАТЕГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА АМБИЦИЯХ

36

 
  • КУРС "Стратегический менеджмент", курсовая работа

39

 
  • СТРАТЕГИИ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА ИЛИ ДИПЛОМА)

40

8.

Управленческое консультирование личности

42

 
  • МОЯ ВТОРАЯ КАРЬЕРА

42

 
  • Тематический план и учебная программа

45

9.

Педагогическая практика

48

 
  • ВНИМАНИЕ! "МАРОККАНСКИЕ СТУДЕНТЫ!"

48

 
  • Тематический план и учебная программа

50

 
  • ПОЖЕЛАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

52

10.

ПРАКТИКА: Анализ технологических процессов

55

 
  • КАК РАЗВИТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ

55

 
  • Анализ технологических процессов, практика

58

11.

Управление персоналом - НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ

60

 
  • ГИПОТЕЗА О ПАРАДИГМЕ УПРАВЛЕНИЯ XXI ВЕКА

60

 
  • Тематический план и учебная программа

68

12.

Бухучет (западный)

70

 
  • Управление временем

70

 
  • Тематический план и учебная программа

72

13.

Управленческий учет и контроль

74

 
  • Расчет "точки безубыточности"

74

 
  • Тематический план и учебная программа

77

14.

Дипломная работа

79

  ВЫВОДЫ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ, НА ТЕМУ "РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ"

79

  Литература

82


Вступление

В первый год работы преподавателем у меня возникли серьезные разногласия с руководством по поводу применяемой технологии обучения менеджменту студентов младших курсов. Настолько серьезные, что мне даже пришлось сменить место работы, чтобы иметь возможность продолжать доказывать свою точку зрения.

Я полагаю, что деловые игры, которые могут быть эффективны в зарубежном вузе, скорее заводят российских студентов в заблуждение относительно тех проблем, с которыми им придется столкнуться на российских предприятиях. Поэтому уверен, что уже с первых лет учебы наших студентов следует привлекать к работе в реальных условиях, применяя при этом принципиально новые образовательные технологии.

Наш спор еще не закончился, он просто перешел в новую стадию - в практическую.

Руководитель консультационного центра менедмжента MC&MA

Владимир Токарев - www.tokarev.nnov.ru

 

ПРЕДИСЛОВИЕ: какую практическую пользу получит читатель данной книги?

Эта книга предназначена не только для тех, кто решил связать свою карьеру с управленческим консультированием. Она полезна студентам и даже преподавателям вузов экономических факультетов и отделений, а также практикующим менеджерам, являясь одновременно учебным, методическим и научным пособием.

И хотя выделить в чистом виде методическую или учебную составляющую крайне сложно, отметим те параграфы книги, которые в большей мере можно отнести к соответствующему разделу.

Польза методического характера

Центральным звеном в методическом плане выступает, несомненно, программа подготовки менеджеров управленческому консультированию, представленная в пособии. Она включает в себя развернутый учебный и тематический планы, а также учебные программы. На практике чаще всего слушатель знает только название специальности, по которой он проходит подготовку, при некоторых усилиях он может познакомиться с учебным планом. Однако учебные программы, разрабатываемые соответствующими кафедрами вуза, обычно остаются ему недоступны, о них можно лишь догадываться из содержания экзаменационных вопросов. Конечно, это не правильно, мы хотим подать пример другим, предлагая развернутое содержание всех учебных программ задолго до начала их чтения в классе.

К методическим относятся также разделы, посвященные тому, как написать введение к реферату, курсовой или дипломной работе, как повысить эффективность работы над самостоятельной письменной работой, как развить свою память, а также представленный в заключении книги образец выводов к дипломной работе.

Для преподавателей (в качестве таковых выступают и сами слушатели представленной программы, когда они изучают второй модуль программы подготовки консультантов) большое методическое значение имеют пожелания студентов педагогам, читающим курс. Опыт автора показывает, что такого рода материалы встречаются в литературе крайне редко, хотя они крайне полезны, поскольку обеспечивают обратную связь со слушателями.

Польза учебных материалов

К учебным материалам в данном пособии следует отнести большую часть статей, предваряющих соответствующие учебные программы. Еще памятно то недавнее время, когда в учебниках "советского типа" материал излагался хотя и системно, но крайне скучно. Западные книги в этом плане значительно отличаются в положительную сторону. Первое знакомство с ними показало, что, оказывается, даже самый скучный предмет можно сделать интересным, а интерес к предмету - это мотивация слушателей - важнейшая составляющая любого обучения. В учебниках по теории менеджмента западных авторов это достигается формой изложения материала, многочисленными примерами, которые часто даются в виде врезок, касающихся изучаемого раздела (см. например М.Мескон и др. Основы менеджмента, М.: Дело, 1992, где по ходу повествования авторы сделали многочисленные врезки описания реальных примеров управления бизнесом).

К врезкам, иллюстрирующим ту или иную дисциплину или ее важность для подготовки консультантов по управлению, относятся материал Феномен филологического факультета, доказывающий, что менеджмент нужен и в образовании, параграф Почему консультанты стоят так дорого, статьи Моя вторая карьера и Внимание! "Марокканские студенты!", а также выдержки Управление временем и Расчет "точки безубыточности", взятые из моей книги по самоменеджменту, рекомендованной УМО в качестве учебного пособия по специальности "Менеджмент" -

Статья С чего начинается маркетинг? раскрывает сущность маркетинга, а материал Стратегия, основанная на амбициях, представляет новую концепцию стратегического управления.

Конечно, в небольшом пособии невозможно изложить все важнейшие темы достаточно большого количества предметов по предлагаемой программе подготовки консультантов по управлению. Однако это и не нужно, поскольку практически по каждому изучаемому предмету имеется исчерпывающая учебная литература высокого качества.

Научная новизна

Принципиально новые материалы, представленные в данной книге, позволяют отнести ее и к научному изданию. К ним относятся материалы концептуального характера.

В первую очередь, это статьи Профессиональные навыки менеджера (“обогащенный самоменеджмент”) и Гипотеза о парадигме управления XXI века, впервые опубликованные в международном журнале "Проблемы теории и практики управления", в которых представлены новый взгляд на сущность самоменеджмента и новая концепция управления персоналом.

Новым является и взгляд автора на роль и значение самоменеджмента в подготовке менеджеров, а также гипотеза о том, что самоменеджмент может выступать и как специальная область управленческого консультирования.

Надеюсь также, что авторский взгляд на управленческое консультирование как на эффективный метод обучения искусству управлению в современной России, представленный в введении к книге (Проблемы подготовки менеджменту в России и их решение), даже если не будет безоговорочно принят научным сообществом, в то же время не оставит читателя равнодушным.

Руководитель консультационного центра РУССКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ/MC&MA
Владимир Токарев