Copyright
© 2002 Токарев В.Ф.
Воспроизведение всей книги
или любой ее части запрещается без
письменного разрешения автора
Стоимость электронной версии - 18 долларов США (в рублях по курсу ЦБ РФ)
Министерство
образования Российской Федерации
Нижегородский государственный
лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова
Бизнес-школа при УИЦ НГЛУ
Консультационный центр
менеджмента MC&MA
В.Ф.ТОКАРЕВ
Как стать квалифицированным менеджером,
а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память
Дополнительное
образование в области
управленческого
консультирования
Учебное пособие
Нижний Новгород 2002
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГЛУ им. Н.А.Добролюбова
УДК 65. 011 (075.83)
В.Ф.Токарев. Как стать квалифицированным менеджером, а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память. Дополнительное образование в области управленческого консультирования: Учебное пособие - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2002, 84 с.
Как стать квалифицированным менеджером, а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память: учебное пособие; содержит теоретические и методические материалы по программе дополнительного обучения в области управленческого консультирования и предназначено для слушателей различных школ бизнеса, а также для самостоятельного овладения данной программой.
Автор: | кандидат технических наук, руководитель бизнес-курсов, доцент НГЛУ В.Ф.Токарев |
Рецензент: | директор УИЦ, проректор по экономике НГЛУ А.А.Егоров |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие: какую практическую пользу получит читатель данной книги? | 5 |
|
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТУ В РОССИИ И ИХ РЕШЕНИЕ | 7 |
|
1. |
Учебный план. Управленческое консультирование. | 11 |
2. |
Менеджмент. | 13 |
|
13 |
|
|
16 |
|
3. |
Самоменеджмент | 18 |
|
18 |
|
|
22 |
|
4. |
Реклама и СМИ. Реферат | 24 |
|
24 |
|
|
26 |
|
|
27 |
|
5. |
Маркетинг | 29 |
|
29 |
|
|
31 |
|
6. |
Управленческое консультирование, практика | 32 |
|
32 |
|
|
34 |
|
7. |
Стратегический менеджмент. Курсовая работа | 36 |
|
36 |
|
|
39 |
|
|
40 |
|
8. |
Управленческое консультирование личности | 42 |
|
42 |
|
|
45 |
|
9. |
Педагогическая практика | 48 |
|
48 |
|
|
50 |
|
|
52 |
|
10. |
ПРАКТИКА: Анализ технологических процессов | 55 |
|
55 |
|
|
58 |
|
11. |
Управление персоналом - НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ | 60 |
|
60 |
|
|
68 |
|
12. |
Бухучет (западный) | 70 |
|
70 |
|
|
72 |
|
13. |
Управленческий учет и контроль | 74 |
|
74 |
|
|
77 |
|
14. |
Дипломная работа | 79 |
ВЫВОДЫ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ, НА ТЕМУ "РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ" | 79 |
|
Литература | 82 |
Вступление
В первый год работы преподавателем у меня возникли серьезные разногласия с руководством по поводу применяемой технологии обучения менеджменту студентов младших курсов. Настолько серьезные, что мне даже пришлось сменить место работы, чтобы иметь возможность продолжать доказывать свою точку зрения.
Я полагаю, что деловые игры, которые могут быть эффективны в зарубежном вузе, скорее заводят российских студентов в заблуждение относительно тех проблем, с которыми им придется столкнуться на российских предприятиях. Поэтому уверен, что уже с первых лет учебы наших студентов следует привлекать к работе в реальных условиях, применяя при этом принципиально новые образовательные технологии.
Наш спор еще не закончился, он просто перешел в новую стадию - в практическую.
Руководитель консультационного центра менедмжента MC&MA
Владимир Токарев - www.tokarev.nnov.ru
ПРЕДИСЛОВИЕ: какую практическую пользу получит читатель данной книги?
Эта книга предназначена не только для тех, кто решил связать свою карьеру с управленческим консультированием. Она полезна студентам и даже преподавателям вузов экономических факультетов и отделений, а также практикующим менеджерам, являясь одновременно учебным, методическим и научным пособием.
И хотя выделить в чистом виде методическую или учебную составляющую крайне сложно, отметим те параграфы книги, которые в большей мере можно отнести к соответствующему разделу.
Польза методического характера
Центральным звеном в методическом плане выступает, несомненно, программа подготовки менеджеров управленческому консультированию, представленная в пособии. Она включает в себя развернутый учебный и тематический планы, а также учебные программы. На практике чаще всего слушатель знает только название специальности, по которой он проходит подготовку, при некоторых усилиях он может познакомиться с учебным планом. Однако учебные программы, разрабатываемые соответствующими кафедрами вуза, обычно остаются ему недоступны, о них можно лишь догадываться из содержания экзаменационных вопросов. Конечно, это не правильно, мы хотим подать пример другим, предлагая развернутое содержание всех учебных программ задолго до начала их чтения в классе.
К методическим относятся также разделы, посвященные тому, как написать введение к реферату, курсовой или дипломной работе, как повысить эффективность работы над самостоятельной письменной работой, как развить свою память, а также представленный в заключении книги образец выводов к дипломной работе.
Для преподавателей (в качестве таковых выступают и сами слушатели представленной программы, когда они изучают второй модуль программы подготовки консультантов) большое методическое значение имеют пожелания студентов педагогам, читающим курс. Опыт автора показывает, что такого рода материалы встречаются в литературе крайне редко, хотя они крайне полезны, поскольку обеспечивают обратную связь со слушателями.
Польза учебных материалов
К учебным материалам в данном пособии следует отнести большую часть статей, предваряющих соответствующие учебные программы. Еще памятно то недавнее время, когда в учебниках "советского типа" материал излагался хотя и системно, но крайне скучно. Западные книги в этом плане значительно отличаются в положительную сторону. Первое знакомство с ними показало, что, оказывается, даже самый скучный предмет можно сделать интересным, а интерес к предмету - это мотивация слушателей - важнейшая составляющая любого обучения. В учебниках по теории менеджмента западных авторов это достигается формой изложения материала, многочисленными примерами, которые часто даются в виде врезок, касающихся изучаемого раздела (см. например М.Мескон и др. Основы менеджмента, М.: Дело, 1992, где по ходу повествования авторы сделали многочисленные врезки описания реальных примеров управления бизнесом).
К врезкам, иллюстрирующим ту или иную дисциплину или ее важность для подготовки консультантов по управлению, относятся материал Феномен филологического факультета, доказывающий, что менеджмент нужен и в образовании, параграф Почему консультанты стоят так дорого, статьи Моя вторая карьера и Внимание! "Марокканские студенты!", а также выдержки Управление временем и Расчет "точки безубыточности", взятые из моей книги по самоменеджменту, рекомендованной УМО в качестве учебного пособия по специальности "Менеджмент" -
Статья С чего начинается маркетинг? раскрывает сущность маркетинга, а материал Стратегия, основанная на амбициях, представляет новую концепцию стратегического управления.
Конечно, в небольшом пособии невозможно изложить все важнейшие темы достаточно большого количества предметов по предлагаемой программе подготовки консультантов по управлению. Однако это и не нужно, поскольку практически по каждому изучаемому предмету имеется исчерпывающая учебная литература высокого качества.
Научная новизна
Принципиально новые материалы, представленные в данной книге, позволяют отнести ее и к научному изданию. К ним относятся материалы концептуального характера.
В первую очередь, это статьи Профессиональные навыки менеджера (“обогащенный самоменеджмент”) и Гипотеза о парадигме управления XXI века, впервые опубликованные в международном журнале "Проблемы теории и практики управления", в которых представлены новый взгляд на сущность самоменеджмента и новая концепция управления персоналом.
Новым является и взгляд автора на роль и значение самоменеджмента в подготовке менеджеров, а также гипотеза о том, что самоменеджмент может выступать и как специальная область управленческого консультирования.
Надеюсь также, что авторский взгляд на управленческое консультирование как на эффективный метод обучения искусству управлению в современной России, представленный в введении к книге (Проблемы подготовки менеджменту в России и их решение), даже если не будет безоговорочно принят научным сообществом, в то же время не оставит читателя равнодушным.
Руководитель
консультационного центра РУССКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ/MC&MA
Владимир Токарев