К вопросу о применении SWOT - анализа при разработке стратегии фирмы

Окончание

Владимир Токарев

В ряде публикаций, посвященных особенностям русского менеджмента (их легко обнаружить через поисковые системы, набрав соответствующий текст), русский менеджмент рассматривается под критическим углом, как некое отсталое от современных требований состояние управления на российских предприятиях. Если словосочетание "немецкое качество" ассоциируется с самым лучшим в мире, то "русский менеджмент" вызывает пока только отрицательные эмоции, связанные с реально существующими волокитой, авторитаризмом, отсутствием инициативы, ответственности, положительного восприятия критики.

В данной статье представлено критическое рассмотрение вопроса применения SWOT - анализа, что должно способствовать в какой-то мере изменению стереотипов в отношении к теории русского управления.

Как можно, при желании, довести применение SWOT - анализа до абсурда

Зададимся вопросом, а как технически нужно применять процедуру SWOT - анализа? Вариантов здесь может быть много. Рассмотрим, что предлагают на этот счет различные авторы.

В известном американском учебнике М. Мескона и др. (Основы менеджмента, 1988) SWOT - анализ в виде матрицы еще не представлен, однако авторы предлагают конкретный алгоритм действий: необходимо определить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и выявить слабые стороны фирмы, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

Представляет интерес разработка двух уважаемых в России авторов известного в России учебника "Менеджмент" Виханского О.С. и Наумова А.И., в котором подробно описана технология применения SWOT -анализа, где предлагается длинная процедура:

При консультировании предприятий мы обычно ограничиваемся списками сильных и слабых сторон фирмы, длиной в 36 пунктов, примерно такого же количественного размера формируется и банк опасностей и возможностей на рынке. Представьте себе, сколько можно составить комбинаций (вариантов стратегических действий), если следовать представленному выше алгоритму.

Желающие получить еще более подробные инструкции применения матрицы SWOT, могут обратиться к ресурсам Интернет, где вам могут быть даны такие солидные рекомендации, как "выведение в промежуточный отчет нераспределенных позиций угроз внешней среды для их нейтрализации с целью выбора каких-то стратегий для минимизации рисков", или же, если ничего такого не получается, вам предложат "полагать, что эти (нераспределенные) факторы нейтральны в отношении компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно".

Приведем по этому поводу высказывание К. Боумэна в его книге "Основы стратегического менеджмента: "К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина".

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Заканчивая критику применения SWOT - анализа, выскажем гипотезу, что главный риск прямого применения этого инструмента заключается даже не в том, что в реальной действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, чем обычно объясняют опасность прямого использования тех или иных моделей стратегического управления. А в том, что эти, на первый взгляд, очень простые модели рассмотрены западными специалистами утилитарно, на недостаточном уровне абстракции, чтобы понять их внутреннюю суть. Более того, выскажем гипотезу, что это понимание глубинной внутренней сути в большей части уже выполнено … российскими учеными, что доказывает, что русский менеджмент существует, о чем я предлагаю поговорить в следующих материалах. А пока природа применяемых моделей стратегического управления, в частности SWOT -анализа, практикующими управленцами еще недостаточно понята, я рекомендовал бы их применять на промежуточном этапе исследования - для углубленного анализа ситуации предприятия, а далее полагаться на свою интуицию, короче говоря, ограничиться применением этих стратегических моделей для генерации новых стратегических идей и только.