Активный интерес к маркетингу уступил моде на работу с персоналом. Кадровые агентства при этом начали переносить акцент своей работы с подбора персонала на помощь руководству фирм в упорядочивании работы с теми, кто уже работает на предприятии. Недалеко то время, когда вопрос "как заставить работать моих подчиненных?" будет вытеснен поиском эффективных методов угождения тем, кто еще недавно боялся быть уволенным, а теперь воспринимает всемерную заботу о себе как нечто совершенно естественное.

Как угодить своим подчиненным

К концу XX века широкая научная общественность приходит к выводу, что особенности японского менеджмента с пожизненным наймом и рассмотрением предприятия как некой семьи перешли в кризисную, застойную стадию. Американский индивидуализм оказался на поверку более прогрессивным инструментом, что доказывают успехи мирового лидера.

Однако, когда на днях я перечитал одно из последних изданий американского учебника по "Организационному поведению", дисциплине, относительно недавно вошедшей в обновленный образовательный стандарт по специальности "Менеджмент организации", то удивился, что передовые американские теории тоже уже устарели.

Хотите верьте, хотите нет, американский менеджмент находится на пороге научного кризиса. И причина этого кризиса кроется настолько глубоко, что не войти в него невозможно, и выйти будет не просто.

Новую эру о работе с персоналом не как с подчиненными, а как с равноправными партнерами объявил миру мэтр научного менеджмента Питер Друкер в своей последней книге "Менеджмент на пороге XXI века". Однако как японцам не просто (если возможно) будет перейти от коллективных ценностей к ценностям индивидуализма, так и американцам, первым узнавшим о наступлении новой эры в отношении со своим персоналом будет сложно перестроить свою работу по-новому.

У России появляется вполне реальный шанс обогнать Америку сначала в развитии теории управления, а затем, опираясь на новые инструменты управления, вновь удивить мир, и наконец-то в хорошем смысле этого слова. Почему я в этом уверен? По очень простой причине - российскому бизнесу пришлось всего за 10 лет пройти тот путь, что Запад проходил в целый век. Однако разогнавшись (справедливо забытый термин М.Горбачева об ускорении в данном случае весьма кстати) невозможно мгновенно остановить набранный темп.

Если, конечно, наш новый президент не заставит чиновников, не захотевших пересаживаться в некачественные российские автомобили, делать каждый день зарядку...

Этим вступлением мы начинаем новую серию статей, в которой то, о чем Питер Друкер пока только мечтает, уже становится в России технологией нового управления персоналом.

Владимир Токарев

Руководитель консультационного центра менеджмента MC&MA