ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО КОНСАЛТИНГА
или
ПОЧЕМУ МЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ НАШЕГО
КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Особенности современной России в том, что в течение всего лишь одного десятка лет мы "прошли" все этапы развития, которые западная теория менеджмента "переваривала" долгие 100 лет. Введенный в оборот М. Горбачевым термин "ускорение", не прижившийся в многострадальные годы перестройки, реально воплощается в жизнь в области управленческого консультирования. От того, кто первый увидит и сможет использовать достижения российской школы консультантов по управлению, может зависеть экономическое соревнование в XXI веке.

Первые этапы развития менеджмента в России

Накопление опыта

В 1994 году я участвовал в первом для себя семинаре, проводимом западными специалистами. По окончании трехнедельного семинара по маркетингу французские специалисты центра "CEFRI" задали всем его участникам вопрос: "Что нового они узнали за время обучения?" Хотя к тому времени я имел всего двухлетний опыт преподавательской работы на отделении международного бизнеса нижегородского лингвистического университета, в начале девяностых год шел за два. Поэтому я, скорее всего, разочаровал ожидания западных специалистов, когда сказал, что по части содержания ничего нового не услышал. Однако методика преподавания, которая применялась специалистами французского консультационного центра, меня просто поразила - мы не умели так работать с аудиторией, не применяли те инструменты преподавания и тренинга, которые для западной школы менеджмента и маркетинга давно стали устоявшимся стандартом.

Освоение современных технологий

Недавно я проводил переговоры с консультационной структурой, специализирующейся на проведении семинаров, по организации моего двухдневного семинара по самоменеджменту в Москве. Когда уже были решены вопросы содержания, получения рекомендательных отзывов и даже стоимости предлагаемого мной продукта, столичная структура стала уточнять, насколько обкатано проведение семинара - все ли нюансы предполагаемого мероприятия прошли достаточную апробацию. Проведение коротких семинаров не входило до последнего времени в перечень наших консультационных продуктов. Поэтому я не скрывал, что хотя семинары по самоменеджменту провожу уже достаточно много лет, в предлагаемой форме семинар еще не апробировался. Получив такую информацию, консультационная фирма резко приостановила переговорный процесс намечаемого уже на следующий месяц мероприятия: "Как только обкатаете семинар до уровня автоматизма, пригласите посмотреть Ваш продукт нашего специалиста, лишь после этого мы продолжим начатые переговоры".

Я нисколько не обиделся на критическую оценку со стороны своих московских коллег. Проанализировав наши собственные достижения в области существующих консультационных продуктов, я понял, что российские консультационные компании прошли уже вторую стадию своего становления - технологическую.

Достижение уровня конкурентов

Некоторое время назад одна американская консультационная фирма, активно работающая в России, вышла к нам с предложением о сотрудничестве, алгоритм которого предполагал постепенный переход от агентской работы от имени западной компании к созданию представительства в нашем регионе. Американцы были очень удивлены нашими амбициями работать только на условиях равноправного партнерства, в результате сотрудничество не состоялось. Однако для нас переговоры имели большое познавательное значение. После ознакомления с разработками американских коллег, я высказал критическое замечание по поводу того, что предлагаемые ими консультационные продукты несколько устарели, в частности не содержали последние известные концептуальные разработки, которые мы уже несколько лет активно применяли для наших клиентов. На что специалисты западной компании ответили примерно так: "Да, вы правы, однако для России эти разработки применять еще рано (?), так как сначала нужно освоить очень простые вещи, которых у вас нет". В свою очередь, нам было высказано замечание, что все российские журналы по управлению, включая наш электронный журнал по менеджменту "MC&MA", публикуют не практические рекомендации, которые нужны современному бизнесу, а в большей мере концептуальные подходы, которые интересно читать, но невозможно применить на практике. Я не обращал раньше на это внимание, но после замечания внимательно пересмотрел последние номера ряда российских журналов по управлению и согласился с критикой американских коллег. Однако уже через самое короткое время новые концептуальные подходы, имеющие, на первый взгляд, чисто теоретическое значение, мы стали активно превращать в конкретные инструментальные средства, применяемые для повышения эффективности управления предприятий-клиентов. Вполне закономерно, что ускоренное (но не поверхностное) освоение западной управленческой мысли скоро стало переходить в новую стадию.

Разработка новых концепций управления

Известный американский специалист в области управления Питер Друкер в своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке" делает ряд прогнозов, основанных на анализе последних управленческих тенденций, наблюдаемых, в первую очередь, в развитых странах Запада. В частности он отмечает, что особое значение в новое время, когда творчество отдельного человека становится определяющим фактором развития любого современного бизнеса, начинает играть новая сфера деятельности - управление на уровне отдельной личности (самоменеджмент).

К моменту выхода книги П. Друкера наш центр уже применял обкатанную технологию самоменеджмента для повышения эффективности управления собой и своей деятельностью, которая особенно полезна плохо организованным руководителям российских предприятий. Отметим, что в начале разработки новой концепции самоменеджмента, нами было обнаружено, что сфера, до недавнего времени пренебрежительно называемая "техника личной работы", отстала от современного управления предприятиями примерно на 50 лет.

Поскольку практика российского управления предприятиями "запаздывала" по известным причинам от современности на еще больший срок - на целую сотню лет, преодолеть всего лишь полувековое отставание теории самоменеджмента (речь идет в данном случае об отставании западной управленческой мысли) мне не казалось такой уж сложной задачей. Работа в новом направлении, которая была названа "обогащенный" самоменеджмент, оказалась достаточно плодотворной, привела к переосмыслению многих еще недавно казавшихся незыблемыми постулатов научного менеджмента, в частности к новой концепции управления персоналом. А сегодня мы уже применяем технологию "обогащенного" самоменеджмента как эффективный инструмент подготовки консультантов по управлению из специалистов, не имеющих базового экономического образования. Специфика подготовки менеджеров в России, когда искусству "правильного" управления поучиться не у кого, заставляет искать нетрадиционные методы обучения: тренируясь управлять по научному самим собой, легче освоить сложные управленческие инструменты.

...

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Российские консультанты выполнили за короткий период грандиозную работу по изучению и осмыслению западного опыта. Наступает пора обгонять соперника - строить собственные концепции, опережающие существующие, и формировать необходимый инструментарий для применения этих концепций на предприятиях-клиентах, концепций, более правильно описывающих сложный мир организации.
Понимая это, учредители консультационного центра менеджмента MC&MA приняли серьезное решение - сменить торговую марку нашей консультационной структуры - отныне мы называемся
Консультационный центр
РУССКИЙ МЕНЕДЖЕНТ (наши представительства пока продолжают работать под старой торговой маркой).

Наша сегодняшняя низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке связана с нашей вчерашней неконкурентоспособностью в области управления. Думаю, это многим уже стало понятно.

Возникает вопрос: кто первый увидит и сможет использовать достижения российской школы консультантов по управлению - российский бизнес или их более опытные конкуренты? Консультант работает на того клиента, который ему платит деньги. У российского бизнеса есть небольшое "временное окно", пока западный бизнес в силу сложившего стереотипа в отношении наших специалистов в области управления опасается инвестировать деньги в русский консалтинг.

Если первым спохватится российский бизнес, полагаю, что достаточно скоро мы начнем экспортировать российские товары, если раньше прочувствует ситуацию западный бизнесмен, тогда следует ожидать роста экспорта консультационных услуг, что, конечно, тоже неплохо, но … "за Державу обидно!"

Руководитель консультационного центра РУССКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ/MC&MA
Владимир Токарев