БИЗНЕС-ШКОЛА ДЛЯ НОВЫХ РУССКИХ

(впервые опубликовано в еженедельнике нижегородских предпринимателей "Биржа")

Представленная в данной рубрике журнала серия статей является частью бесприбыльного Проекта, направленного на то, чтобы у термина "новые русские" убрать кавычки. В рамках Проекта открыта и уже третий год успешно функционирует Бизнес-школа при УИЦ НГЛУ, издаются учебные и методические пособия, в большей мере ориентированные на бизнесменов, предполагается открытие учебного Бизнес-центра MC&MA по подготовке консультантов по управлению, а также сбор информации по истории российского менеджмента. Не удивляйтесь, именно истории, где достойное место займут труды основателя системного подхода А.А. Богданова (Малиновского), работы директора Центрального института труда А.К.Гастева, современные исследования российских ученых и др.

Нам есть чем гордится, также, как и есть чему поучиться у западных специалистов.

Консультационный центр "Русский менеджмент"

Один из моих Клиентов попросил по окончании консультационного Проекта разобрать экономическую литературу, которую он скопил за период самообразования. Я согласился, и на следующий день он принес огромный пакет с книгами, целое богатство для студента какого-нибудь высшего учебного заведения, где обучают менеджменту. Чего только в этом пакете не было: и "Дианетика" Рона Хаббарда, и "Экономикс" К.Макконнелла и С.Брю и многое другое. Владелец же несметных сокровищ выглядел несколько растерянным - он не знал, что в этой груде ценное, а что следует выбросить на свалку - за все плачены немалые деньги.

ЧТО МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ

Сейчас, когда мне приходится заниматься индивидуальным обучением клиентов или их персонала, я применяю следующую педагогическую модель (до боли знакомую как сторонникам, так и ярым противникам трехуровневой системы высшего образования):

я условно разделяю знания по менеджменту на три раздела - БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, которые необходимо освоить прежде, чем браться за чтение второго раздела (назовем его УРОВНЕМ БАКАЛАВРА) - основ менеджмента, маркетинга и др., и только затем можно приступать к рассмотрению современной концепции управления - стратегического менеджмента и маркетинга (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ).

Для обоснования этой модели я рассказываю про знакомых мне выпускников различных бизнес курсов, где они изучали сразу второй раздел. По окончании этих курсов владельцы новеньких сертификатов начинали смело пользоваться новой терминологией, но при этом не могли применить полученные знания для своего бизнеса, они продолжали управлять по старому.

Дом без фундамента простоит недолго, также отсутствие базовых знаний пагубно сказывается на образовательном процессе, не важно, изучаете вы физику или менеджмент.

Последнее замечание: современный менеджмент не менее сложен, чем медицина. Однако, это не должно пугать. Изучать эту интересную науку, без чего "метод проб и ошибок" остается единственным средством достижении целей вашего предприятия, можно "по кусочкам", используя модульный принцип обучения. А очень торопиться и не надо, новые знания должны быть "переварены", только тогда можно рассчитывать на успех.

Для понимания материалов не нужно обладать специальными знаниями, в тоже время за явной простотой иногда скрывается глубокий смысл.

Ниже представлена структура программы-минимум, которая будет постепенно опубликована на страницах нашего журнала. В то же время, мы с удовольствием откликнемся на ваши пожелания. Пишите на наш электронный адрес, расскажите, что вам интересно было бы увидеть из теории и практики современного управления.

Базовые знания

Уровень бакалавра

Стратегический уровень

Продолжение следует

Владимир ТОКАРЕВ,

Консультационный центр "Русский менеджмент"