Когда вы делаете дорогостоящую покупку, например компьютер, вы испытываете острую потребность в консультанте, который подсказал бы вам, как эффективнее потратить ваши сбережения.
"Покупка услуг консультанта" - это еще более дорогостоящее приобретение (если у вас появится желание иметь дело с иностранными специалистами, это может обойтись вам в $1 000 в день), как быть в этом случае?

Для чего нужны консультанты и почему они стоят так дорого?
Методическое руководство по использованию консультантов

ПРИМЕНЯЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ: консультирование, процессное консультирование, экспертное консультирование, обучающее консультирование.

Мы полагаем, что составление методического руководства по использованию консультантов будет пользоваться спросом у руководителей и владельцев коммерческих структур, поскольку любая дорогостоящая "вещь" без инструкции по ее использованию становится просто бесполезной для ее владельца.

Первая часть данного материала посвящена объяснению причин высоких цен на консультационные услуги. В данном материале речь идет об управленческом консультировании.

Высокие цены на консультационные услуги объясняются целым рядом причин. Речь идет о таких цифрах, как 1 000 долларов в день за услуги американских консультантов, около 500 долларов в день за работу европейского специалиста, за услуги консультанта из Москвы придется заплатить минимально около 300 долларов в день, но реальная цена может быть и выше. Стоимость консультационного проекта длительностью около 3-х месяцев составляет в России не менее 5 000 долларов.

Первая причина высокой цены - большая трудоемкость работы консультанта. Причем следует учесть, что большая часть времени уходит у консультантов на непрерывное повышение своей квалификации, потеря квалификации означает для него потерю работы. Отметим, что сфера управленческого консультирования развивается в настоящее время особенно быстрыми темпами, консультант должен не только знать последние теоретические разработки в области управления, но и владеть ими на уровне пользователя очень высокого уровня.

Следует иметь в виду, что консультирование, как и другие виды услуг, не может существовать отдельно от того, кто предоставляет услугу. Поэтому тиражирование услуги, в отличие от товаров, практически невозможно. Это также объясняет высокую стоимость консультационных услуг.

Но есть еще одна причина, которая, быть может, является самой главной. Прежде, чем мы ее рассмотрим, обратимся к классификации консультационных услуг.

Виды консультирования

В России прижилась классификация консультационных услуг, в которой выделяют 3 основных вида консалтинга: обучающее консультирование, экспертное консультирование и консультирование по процессу. Практически в любом консультационном процессе в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды (формы) консультирования, поэтому можно говорить лишь о преобладании в данном консультационном проекте того или иного вида консультирования.

Хотя в литературе, посвященной консалтингу, чаще встречается мнение, что процессное консультирование - это самая эффективная форма для современных российских условий, это утверждение противоречит концепции ситуационного подхода. Для каждой конкретной ситуации, в которую попадают клиент и консультант (элементом такой ситуации может быть, например, уровень подготовки клиента в области теории и практики современного управления) лучше подходит та или иная комбинация различных форм консультирования.

Более того, в процессе работы над консультационным проектом на каждой его стадии более эффективна та или иная комбинация методов консультирования.

Когда консультант собирает информацию о рынке и проводит ее анализ, большую часть работ он обычно выполняет в режиме консультанта-эксперта.

В процессе обсуждения выработанных предложений более эффективно процессное консультирование, а на заключительной стадии применения разработанной программы изменений на предприятии клиента большее внимание, скорее всего, придется уделить обучающему консультированию.

Продолжение следует


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Хостинг от uCoz