MC&MA

M a n a g e m e n t     C o n s u l t i n g    a n d    M a r k e t i n g    A u d i t


Михаил (имя изменено) спрашивает в своем электронном письме - Можно ли посмотреть на какой-то вариант ваших рекомендаций? (Речь идет о рекомендациях консультанта - В.Т.)

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РУБРИКУ ПОД ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО РУССКОГО НАЗВАНИЯ -

ХАЛЯВА


- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.

- Да, консультантом.

- Вы - немец? - осведомился Бездомный.

-Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг засмеялся. - Да, пожалуй, немец ... - сказал он.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Прошлый раз я рассказывал о том, как мы дали свою первую консультацию на халяву. Хочу напомнить, что свою первую консультацию господин Воланд тоже выполнил бесплатно - он тогда посоветовал Еве вкусить плодов с дерева познания добра и зла и при этом обещал, что ни Адам ни Ева не умрут от этого. Кстати, это была первая консультация на Земле, породившая профессию консультанта (кому-то выгодно было ввести народ в заблуждение: как следует из сказанного, самая древнейшая профессия на Земле - это консалтинг, а та ... - лишь вторая). Отметим, что господин Воланд не посрамил профессию консультанта - его первая консультация полностью подтвердилась, ни Адам, ни Ева не умерли, вопреки сказанному Творцом - "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Ветхий Завет) Впоследствии, как мы знаем, первый консультант на нашей планете выполнял свои консультационные проекты возмездно и, в основном, уже после заключения письменного контракта, подкрепленного подписью консультируемого.

- Все-таки желательно, гражданин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокус с денежными бумажками.

М.Булгаков. Мастер и Маргарита

Фокусы с разоблачениями

Агент 007 исследует советские туалеты

Россия. Солнечный май 1997 года. В 9-00 по московскому времени агент 007 позвонил директору советского предприятия, представившись консультантом по управлению, и предложил встретиться, чтобы обсудить возможные условия работы - как помочь заводу, который попал в ситуацию, близкую к банкротству. Как следовало из рекламы в местной газете города N.N., завод, куда он позвонил, уже переориентировался на выпуск мирной продукции, однако в Центре ему дали информацию, что Советы использовали этот трюк десятки лет, и потому все следовало тщательно проверить.

Через час рейсовый автобус выбросил из своей жаркой массы горстку людей у проходной завода, среди них был и незаметный (и, кстати, совсем не рослый, как любят его представлять в боевиках, - агент не должен выделяться из толпы) агент 007. От звонка с проходной завода, куда минут через пять-семь мнимому консультанту принесли разовый пропуск, до вхождения в кабинет директора прошло ровно 15 минут 28,5 секунд. Но за это время агент 007 уже узнал не только реальную численность работающих некогда оборонного завода, но и детальную организационную структуру предприятия со всеми должностями, всю историю завода за 50 лет его существования с перечнем выпускаемой продукции, и даже то, что выплата последней зарплаты задерживается на 2 месяца и 12 дней. Не узнал агент пока только одного - продолжал ли завод работать на оборонку, как ее называли еще в СССР. Это не прояснил и краткий разговор с директором, который рассказал, что завод, недавно ставший открытым акционерным обществом, будто бы уже два года не получает военных заказов.

Время, выделенное Центром на выполнение ответственного задания, поджимало, и агент решил использовать запасной вариант, специально разработанный им за время своего небольшого "отпуска" в аналитическом отделе Центра. Для начала, агент решил посетить туалет административного корпуса. (Этот корпус, как он успел выяснить за первые 15 минут нахождения на заводе, рабочие называли то ли в шутку, то ли всерьез, "белым домом".) Посещение туалета - это и была та самая домашняя заготовочка. Первые подозрения закрались, когда "консультант" увидел, что унитазы в туалете блестят так, как будто их только что помыли.

Директор, на которого "консультант" произвел самое приятное впечатление, разрешил "консультанту" в качестве беглого знакомства посетить заводские корпуса. Всего их было около пяти. Агент побывал в каждом из них, делая вид, что рассматривает, как работают технологические линии. На самом деле, его интересовали только туалеты. Рабочие ходили в замарзанных спецовках, их черные крупные ладони были покрыты смесью въевшейся грязи и машинного масла, а лица у рабочих, как и у всех в Советах, были нахмуренные. В самих корпусах было сильно захламлено. Однако, … в туалетах технологических цехов царила стерильная чистота, такая же, как в "белом доме". Агент 007 саркастически улыбнулся - можно смело отправлять шифровку в Центр - безусловно, производство военной продукции на этом заводе продолжается в полную силу. Да, следует, пожалуй, добавить в сообщении, что его гонорар перестал соответствовать его квалификации, это ведь была его личная идея - использовать для выполнения задания Центра анализ чистоты в туалетных комнатах.

- Пардон! - отозвался Фагот, - я извиняюсь, здесь разоблачать нечего, все ясно.

М.Булгаков. Мастер и Маргарита

Разоблачение - Кривая опыта

Действительно, консультант, как и агент 007, должен уметь за короткое время собрать максимум необходимой информации как о самом клиенте, так и о рынке, на котором работает предприятие клиента, причем для консультанта нет информации ненужной, есть только более или менее ценная информация для выполнения консультационного проекта.

Описанная выше "История с агентом 007" произошла со мной на самом деле, за исключением, быть может, некоторых мелочей.

Солнечным маем 1997 года после телефонного разговора с директором завода, который, заинтересовался моим предложением консультанта, я подъехал к проходной завода и позвонил, чтобы мне вынесли разовый пропуск. Действительно, через 15 минут я был в кабинете директора, но уже знал про завод достаточно много. Организационную структуру завода - основу системы управления предприятия, я смог изучить за те пять минут, что ждал разового пропуска - она легко просчитывалась из представленного на всеобщее обозрения телефонного справочника с перечнем внутренних телефонов и должностей. С многолетней историей завода и номенклатурой выпускаемой продукции я познакомился в профкоме, куда "по ошибке" забежал, когда шел в кабинет директора, а всю остальную информацию успел почерпнуть у секретаря, пока пару минут ожидал в приемной, когда от директора выйдет очередной посетитель. Собранная за короткий срок информации значительно облегчила мне проведение переговоров о заключении контракта на выполнение работы. С этим заводом мы успешно сотрудничили целых два года.

Что касается состояния туалетов этого завода, то это истинная правда - чистые туалеты в административном корпусе и, главное, во всех технологических корпусах завода произвели на меня ошеломляющее впечатление. Иностранцев в России больше всего шокируют наши общественные туалеты (которые работают бесплатно). Даже у нас, в престижном вузе, их состояние всегда таково, что многочисленные иностранные гости даже при малом времени пребывания у нас успевают насладиться яркими впечатлениями "об этой удивительной стране".

Потом, когда мы уже начали выполнять консультационный проект для этого завода (программу его реструктуризации), я специально спрашивал - почему туалеты на этом заводе находятся в безукоризненном "нероссийском" состоянии. Мне отвечали все (и директор, и рабочие) одинаково и с гордостью - наш завод в советское время был коллективом коммунистического труда, и даже сейчас, когда завод находится в состоянии почти полной разрухи, те, кто продолжает работать на заводе, не избавились от полезных привычек, когда наш завод действительно был образцовым. Спрашивается, а чем полезна информация о чистых туалетах на заводе? Эта информация косвенно подтверждала, что еще сохранилась сложившаяся за многие годы работы завода культура производства на данном предприятии, а культура производства - это потенциал, на который можно опереться при проведении необходимых преобразований.

Что касается полезной информации, которую я успел почерпнуть всего за 15 минут первого знакомства с предприятием, то это все ерунда на постном масле. На самом деле, еще до того, как я вступил за ворота проходной, и не представляя, чем занимается этот завод, я уже все знал про проблемы не только этого завода (хотя был знаком лишь с маленькой рекламой этого предприятия в местной газете), но и любого другого предприятия в России. 

-Нет, виноват! Разоблачение совершенно необходимо. Без этого ваши блестящие номера оставят тягостное впечатление. Зрительная масса требует объяснения.- Зрительная масса, - перебил Семплеярова наглый гаер, - как будто-бы ничего не заявляла? Но, принимая во внимание ваше глубокоуважаемое желание, Аркадий Аполлонович, я, так и быть, произведу разоблачение.... Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!

М.Булгаков. Мастер и Маргарита

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Уважаемый Михаил! В заключение своего письма я решил выполнить консультацию вашего предприятия, причем, в соответствии с названием нашей новой рубрики, совершенно бесплатно.

Уже в первый год нашей работы мы выяснили, что проблемы у всех российских предприятий одни и те же - низкое качество производимой продукции (или услуг), отсутствие маркетинговой политики, а также профессионалов в области маркетинга, низкая мотивация персонала, заброшенная работа в области НИОКР, при этом полный бардак в финансовой политике и отсутствие того, что называется правильный менеджмент.

Разница между предприятиями заключалась в нюансах. Перед нами, консультирующими то или иное предприятие в России, стояла на первом плане задача не определить проблемы предприятия, а установить приоритеты, - с какой проблемы следует начать реформирование предприятия-клиента. За пять лет работы перед нашими глазами проходили торговые и производственные фирмы, государственные и частные структуры, работающие в самых разных сферах деятельности (от производства автомобилей до телекоммуникаций), и все они страдали одними и теми же недугами.

При этом, однако, следует добавить - хотя все наши клиенты (реальные и потенциальные) больны одними и теми же "болезнями", мы к своим клиентам относимся очень уважительно. Все они смогли раскрутить свой бизнес, за что мы их очень уважаем. Наши клиенты, несмотря на общие ошибки в управлении, получают достаточные доходы, чтобы оплатить дорогостоящие услуги консультанта, и все они озабочены проблемами своих предприятий, болеют за благополучие своих фирм. Именно поэтому они нас пригласили для совместной работы и, потенциально, они готовы к проведению необходимых изменений.

1996 год, первый год работы нашего бизнеса, мы закончили с результатом - минус 500 рублей (500 тысяч рублей в тех дореформенных деньгах) чистого дохода, то есть с убытками. Однако, за этот год мы приобрели огромный капитал в виде накопленного опыта (в теории управления принято называть кривая опыта) - мы получили практические знания, которые стоят много больше, чем те инвестиции в 500 рублей нашего первого года предпринимательской деятельности, в этот год мы заложили фундамент для дальнейшего развития консалтинга под торговой маркой MC&MA.

Владимир Токарев