Продолжение 2 -  SWOT - анализ

«Загуститель стратегического эфира»

 

 

    Простое, но непонятое,  кажется сложным, а сложное, но растолкованное,  – крайне простым

 

 

Строим табличку

 

SWOT – это аббревиатура английских слов Strengths (силы) Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности) и Threats (опасности, угрозы).

SWOT – анализ  - инструмент стратегического управления,  позволяющий в сжатом виде представить одновременно рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные стороны, характеризующие потенциал компании.

SWOT – анализ  принято изображать графически,  в виде следующей схемы-

 

S

  • Перечень сильных сторон  фирмы

W

  • Перечень слабых сторон  фирмы

O

  • Перечень возможностей на рынке для  фирмы

T

  • Перечень угроз (опасностей) на рынке для  фирмы

 

            На первый взгляд кажется, что все очень просто.

 

Пытаемся разобраться

 

А можно ли обойтись без SWOT – анализа?

Кажется, что можно, поскольку  существуют хорошие  книги по стратегическому управлению, где SWOT- анализ даже не упоминается. В большинстве же книг по стратегическому управлению он представляется лишь как один из вполне рядовых инструментов стратегического анализа, коих множество.

Однако более глубокое рассмотрение показывает, что в реальной жизни принять решение о стратегических действиях фирмы без SWOT – анализа невозможно. Другое дело, что не все компании рисуют схему, приведенную выше.

SWOT–анализ – это оценка  реалий рынка (опасностей и возможностей) и сопоставление их  с потенциалом фирмы (ее силами и слабостями). Вы можете сделать вид, что не применяете SWOT – анализ, поскольку не рисуете представленную выше табличку. Но избежать его использования – нельзя!

А раз так, почему бы не использовать этот инструмент максимально эффективно. Тем более, что SWOT-анализ прост лишь на первый взгляд. Как только вы приступите к  практическому составлению «таблички», сразу же встретите  и первые проблемы.

 

В силе заложена слабость, а в возможностях таятся опасности

 

Не  надо забывать, что любое качество, имеет две стороны. Крупная компания – это конечно,  сила, но в то же время  это и слабость, выражающаяся в меньшей поворотливости крупной компании.  Близость к Москве  - это возможность для нижегородских фирм, например, выйти на близкий географически московский рынок, но одновременно и опасность прихода столичных конкурентов, которым до Нижнего также недалеко.

Рассмотрим условный пример с нашим консультационным центром.

Сильная сторона фирмы. КЦ «Русский менеджмент» работает не только в Нижнем, но и в Москве. Имидж компании, работающей в Москве, упрощает процесс переговоров с нижегородскими клиентами.  Мы это чувствуем в общении с потенциальными нижегородскими клиентами.

Слабость в силе. Однако,  информация о том, что мы работаем активно в Москве,  для кого-то будет ассоциироваться с высокими ценами на консультационные услуги нашего центра и малые предприятия по этой причине могут даже не заглянуть на наш сайт.

Слабая сторона фирмы. КЦ «Русский менеджмент», несмотря на длинный период существования, малоизвестен  в Нижнем Новгороде,  лишь  нашим клиентам, да еще, быть может, уважаемым  конкурентам.

Возможности на рынке. Фирмам, территориально находящимся  в Н.Новгороде, несомненно,  легче, чем  столичным или региональным консультационным компаниям,   получить важную  информацию об условиях  местных рынков.

Опасность в возможности. Однако, проживая в Нижнем, у нижегородских консультантов, быть может, более «замыленный взгляд» на происходящие местные события, чем у приезжих консультантов из других городов.

Опасности на рынке. Если речь идет о представительствах московских и западных  компаний, работающих в нашем регионе, например,  на условиях  франшизы, или недавно  поглощенных нижегородских компаний, то известно, что  вопросы найма консультанта по управлению  для таких фирм решаются сегодня в столице.

 

   

Теория, мой друг,  суха …

 

Рассмотрим пару «крайних» рекомендаций по применению SWOT – анализа, встречающихся в научной литературе. Первая - очень простая, вторая, наоборот, чересчур сложная.

ПРОСТО

В простом  случае  нам рекомендуют построить пары  - «силы и возможности», «слабости и опасности» и т.д. Предлагается:

- определить, обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями на рынке; 

- выявить  слабые стороны компании, которые могут усилить угрозы рынка

-  и т.п.

Спрашивается,   зачем тогда нужно   рисовать все составляющие в одной схеме из четырех квадратов, если мы все равно будем рассматривать  в последующем только «стратегические пары». Проще  построить несколько  табличек из двух колонок.

 

СЛОЖНО

В другом  случае, подход настолько сложный, что трудно поверить, что нормальный человек может его применить на практике. Вот пример технологии применения SWOT-анализа, описываемый некоторыми теоретиками стратегического управления. Они предлагают выполнить следующие шаги:

При консультировании предприятий мы обычно ограничиваемся списками сильных и слабых сторон фирмы, длиной примерно в 80 пунктов, примерно такого же количественного размера формируется и банк опасностей и возможностей на рынке. Представьте себе, сколько можно составить комбинаций (вариантов стратегических действий), если следовать представленному выше алгоритму!

К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина.

К.Боумен

Практическая техника SWOT-анализа

 

Мы предлагаем достаточно простой и эффективный  метод проведения SWOT-анализа.

1.                 Составьте полный список сильных и слабых сторон, описывающий потенциал фирмы.

2.                 Составьте полный список опасностей и возможностей на рынке.

3.                 Затем отберите из полных  списков наиболее значимые, порядка 15-20 пунктов по каждому.

4.                 Составьте из значимых факторов фирмы и рынка таблицу SWOT – анализа (она будет включать 15-20 строк), таким образом, чтобы в одной строке одновременно находились наиболее подходящие друг другу силы, слабости, опасности и возможности. Условный пример одной такой строки для КЦ «Русский менеджмент» приведен в нашей таблице.

5.                  Если факторы подобраны хорошо друг к другу, у вас легко получится  стратегическое действие  фирмы, учитывающее одновременно и силы,  и подходящие под них слабости, опасности и возможности.

6.                 Полученные примерно 15-20 стратегических действий приведите в непротиворечивую систему – это и будет стратегия компании, которую останется только реализовать на практике.

 

S

Силы

W

Слабости

O

Возможности

T

Опасности

Стратегические действия консультационного центра

Имидж консультационной фирмы, работающей в Москве

Малая известность консультационной фирмы в Н.Новгороде

Доступность получения информации о нижегородских отраслевых рынках для консалтфирм, работающих в Нижнем

Принятие решений в Москве о найме консультантов для работы с региональными представительствами  столичных фирм.

Подготовить, продвинуть и реализовать коммерческое предложение  центральным офисам московских фирм по разработке  региональной стратегии их представительств на примере Н.Новгорода

 

Фрагмент SWOT-анализа для КЦ «Русский менеджмент»

 

«Загуститель стратегического эфира»

 

Но не все так просто …

На самом деле, на практике, стратегия компании не получается  из SWOT-анализа, как бы хорошо он не был проведен. Связано это, по видимому,  с тем, что количество факторов, которые нужно учесть при выведении стратегии,  слишком велико, и зачастую эти факторы трудно формализовать.

 Стратегия фирмы «вынашивается» в процессе сбора информации о рынке, длительном по времени  анализе этой информации. Стратегические идеи рождаются в муках самоанализа организации. И при этом появляются на свет иногда совсем не такими, какими их видели разработчики (родители стратегического плана)  в начале своей работы. 

По этой причине,   для удобства описания стратегической деятельности мы ввели понятие  «стратегического эфира» - набора большого количества знаний и возможных решений, собираемых о рынке и фирме в течение достаточно длительной и сложной  аналитической работы (даже у профессиональных консультантов она может занимать до полугода).

И в этом плане роль SWOT-анализа  неоценима. SWOT-анализ – это что-то вроде высококачественного «загустителя стратегического эфира». Этот «загуститель»  поможет разработчикам выявить центральную нить, на которую нанизывается вся стратегия.

Разработка стратегии – это, в конечном счете,  искусство, творчество. Однако без  правильного применения важных инструментов стратегического исследования, таких как SWOT-анализ, трудно «сложить» красивую стратегию для реальной победы на рынке.

 А хорошая стратегия обязательно должна быть красивой!

 

 

 

 

 

 

 


Найти:на:
Хостинг от uCoz
Хостинг от uCoz