Вопрос вполне уместный. Хорошо,
мы вывешиваем первый раздаточный материал, из которого вы увидите план
того, что нужно сделать в первый месяц работы, план всего проекта по разработке
стратегии фирмы. Более того, вы можете теперь задать уже конкретные вопросы по
первому раздаточному материалу.
Консультационный центр РУССКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Разработка программы
увеличения доходности предприятия
Понятийный аппарат
Бизнес-единица
- отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю
деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи
однотипной продукции.
Внутренний консультант по
управлению -
специалист фирмы, занимающийся управленческим консультированием
предприятия на регулярной основе, входящий в штат фирмы. В данном
проекте под внутренним консультантом предполагается специалист,
занимающийся проектом по разработке стратегии фирмы.
Долговременные конкурентные
преимущества -
то, чем владеет фирма, и что невозможна "отнять" за короткий промежуток
времени (имидж, система распределения, доступ к сырью и др.)
Диверсификация
- появление у фирмы новых направлений деятельности, ориентированных на
новые рынки.
Кривая опыта -
модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает
эффективность производства.
Миссия
- главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как
долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему
удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и
услуг.
Позиционирование -
создание в сознании потребителей определенного образа (имиджа) товара
или фирмы. Однако, может быть и собственное позиционирование,
например видение образа фирмы в глазах ее учредителей и/или
руководителей.
Ресурсная концепция
стратегического управления -
основана на системе взглядов на управление, согласно которой разработка
долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с
изучения рынка, а с анализа внутреннего потенциала фирмы (оценки
ресурсов и компетенций фирмы), с учетом которого уже затем подбираются
наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы
Синергия -
реально наблюдаемый эффект, когда элементы системы положительно влияют
друг на друга - эффект, когда "два плюс два больше четырех".
Среда косвенного воздействия -
факторы, оказывающие косвенное (не прямое) воздействие на фирму. Принято
в качестве элементов этой среды рассматривать политику, экономику,
технологию, географию и т.п.
Среда прямого воздействия -
факторы, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы и сами
испытывают прямое воздействие со стороны самой фирмы. Обычно сюда
включают конкурентов, потребителей, поставщиков и др.
Стратегический альянс -
совместная работа нескольких фирм для победы на рынке против других
конкурентов, обычно выгодна всем участникам за счет эффекта синергии.
Простые формы - совместные акции, обмен информацией.
Стратегическое видение -
современный инструмент менеджмента, применяемый для облегчения
составления долгосрочной программы действий фирмы, желаемое
представление о фирме, ее сфере деятельности и влияния на рынке в
ближайшие 5 - 15 лет.
Стратегия
- план реализации стратегической концепции предприятия, предполагает
определение основных направлений распределения ограниченных ресурсов
организации. Результатом стратегических решений должно быть появление у
компании долговременных конкурентных преимуществ.
SWOT- анализ -
инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить
рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на
рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее
потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми
буквами английских слов - опасность, возможность, сила, слабость.
Управление по слабым сигналам
- когда
фирма увеличивает свою активность по мере получения более точной
информации о рынке - нечто вроде бега с предварительным разгоном еще до
линии старта, предварительный разгон используется, например, в
эстафетных соревнованиях при передаче эстафетной палочки.
Функция маркетинга
- в первую очередь обеспечивающая сбор информации о рынке, клиентах,
конкурентах и др. с целью производства таких товаров и услуг, которые
наилучшим образом удовлетворяют потребности потребителей (в маркетинге
широко распространена модель 4P - это те переменные маркетинга, которые
поддаются изменению со стороны фирмы - товар, цена, методы продвижения и
распространения товаров)
Функция НИОКР -
в первую очередь обеспечивающая разработку новых товаров и услуг фирмы.
При широком толковании следует иметь в виду, что НИОКР может выполняться
в таких сферах, как разработка новых методов торговли, если торговля -
основная сфера деятельности фирмы.
Функция предпринимательства -
обеспечивающая новые комбинации ресурсов, включая использование внешних
ресурсов, не принадлежащих фирме, с целью производства новых товаров или
услуг, возможно также использование новых методов управления.
Функция производства -
обеспечивающая производство товаров и услуг для покупателей в
относительно стандартизованном виде. Различают технологию массового
производства, непрерывного производства, а также мелкосерийного
производства (классификация по Дж. Вудворд), которые отличаются друг от
друга особенностями управления.
Функция транзакций -
в данном случае речь идет о коммуникационных действиях - переговорах с
поставщиками, потребителями, госструктурами, фирмами, с которыми имеется
или планируется совместная работа и др.
Функция управления персоналом
-
обеспечивает набор персонала, подготовку и переподготовку персонала,
включая руководящий состав, продвижение персонала по службе, а также
работу по созданию системы мотивации персонала, формированию
корпоративной культуры
Функция финансов -
следует отличать от бухгалтерского учета, хотя исходная информация в
бухучете и управлении финансами может использоваться одна и та же. Но
если задача бухучета - это, в первую очередь, отчеты перед
контролирующими органами, то отвечающий за финансовую функцию должен
обеспечивать фирму информацией, обеспечивающей принятие
финансово-обоснованных управленческих решений. Есть и "линейные" задачи
у финансиста - получение кредитов, подготовка финансовой части
бизнес-плана и др.
Цель -
желаемый конечный результат или состояние, в то время как стратегия -
это общий план достижения главных целей предприятия.
1.
Теоретический
материал:
·
Для фирмы
полезно было бы иметь (хватит на долгое время) книги - М.
Мескона и др. Основы менеджмента и Ф. Котлера Основы маркетинга.
Кто должен
разрабатывать стратегию фирмы по данному алгоритму.
Стратегия фирмы
направлена на разработку участниками проекта программы
увеличение доходности фирмы, исходя из особенностей потенциала
фирмы и меняющейся ситуации на рынке, где работает компания.
В качестве основных
участников проекта видятся руководители коммерческих фирм, а также
специалисты, которым поручены вопросы стратегического управления
компанией
(мы их обычно называем стратегическими директорами фирм).
Работу по разработке
стратеги фирмы при использовании предложенного вам алгоритма может
выполнять как один человек, так и целая группа под его руководством.
Для удобства специалиста, выполняющего работу по разработке
стратегии фирмы или руководителя соответствующей группы, мы называем
"стратегический директор".
Период реализации
проекта
Проект разработки
стратегии, направленной на упрочение рыночного положения фирмы,
рассчитан на период 10 месяцев.
Главные результаты
проекта
В качестве результата
работы над проектом на выходе получается три продукта:
разработанная стратегия фирмы (программа увеличения доходности
компании, практическая подготовка каждого участника, способного
выполнять аналогичную работу в будущем, и, соответственно, умение
фирмы работать в условиях высокой неопределенности внешней среды.
2.
Знакомство с рядом
важных терминов из Понятийного аппарата, которые выделены 12 шрифтом.
3.
Поэтапная передача Главному специалисту
раздаточного материала ("раздатки").
4.
Помощь Главному специалисту в составлении плана работ
4.1.
Проект укрупненного ПЛАНА работ - в соответствии с Приложением
к договору, представлен ниже
Приложение
к договору:
ПРИМ. "Раздатка" - обозначается как
ИП "Русский менеджмент"
(Информационный пакет "Русский менеджмент")
Этапы |
СРОК
ВЫПОЛНЕНИЯ |
ВИД
УСЛУГ |
1.
|
1 месяц |
Передача Главному специалисту ИП "Русский менеджмент". Помощь
Главному специалисту в составлении плана работ, освоении методов
сбора информации, начале сбора информации о потенциале фирмы
(прошлое, настоящее, будущее). |
2.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в сборе информации о потенциале
компании и проведении анализа организационной структуры
предприятия и функциональных областей |
3.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в проведении интегрального анализа
собранной информации о фирме - выявление сильных и слабых
сторон фирмы, основанных на предыдущем анализе компании.
|
4.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в начале сбора информации о рынке -
применение модели
STEP
и ГИД, описанной в ИП
"Русский менеджмент". |
5.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в сборе и анализе информации о рынке
с применением модели "Пять сил конкуренции" по методике,
описанной в ИП "Русский менеджмент" (за исключением подробного
анализа конкурентных групп, который будет выполнен на
последующем шаге разработки программы увеличения доходности
компании). |
6.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в сборе информации о конкурентах по
методике, описанной в ИП "Русский менеджмент" - проведение
классификации конкурентов и разработка первого варианта
программы действий для победы на рынке. |
7.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в проведении интегрального анализа
собранной информации о рынке - выведение опасностей и
возможностей на рынке. Помощь Главному специалисту фирмы в
приведении в соответствие потенциала фирмы и возможностей и
опасностей на рынке с помощью
SWOT
- анализа по
технологии, изложенной в ИП "Русский менеджмент" |
8.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в разработке корпоративной
стратегии фирмы, а также функциональных стратегий,
основанных на предыдущем анализе фирмы и рынка
|
9.
|
1 месяц |
Помощь
Главному специалисту фирмы в разработке плана мероприятий,
обеспечивающих реализацию разработанной корпоративной
стратегии фирмы и функциональных стратегий
предприятия.
|
10.
|
1 месяц |
Подготовка
совместного отчета о проделанной работе по разработке программы
увеличения доходности Клиента. Ответы на вопросы Клиента по
отчету
Составление графика работы по реализации стратегии. |
4.2.
Проект плана всей работы
Содержание
алгоритма
|
Введение -
"правила игры" |
Справка о фирме
|
· Прошлое
|
· Настоящее
|
· Будущее -
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ |
1. СИТУАЦИОННЫЙ
АНАЛИЗ: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ
|
1.1. Анализ
организационной структуры |
1.2. Анализ
функциональных областей |
1.3. Анализ
сильных и слабых сторон фирмы |
2. СИТУАЦИОННЫЙ
АНАЛИЗ: АНАЛИЗ РЫНКА
|
2.1. Среда
косвенного воздействия |
2.2. Применение
модели М.Портера - пять сил конкуренции |
2.3. Анализ
конкурентов |
2.4. Опасности
и возможности во внешней среде |
3. СИТУАЦИОННЫЙ
АНАЛИЗ: SWOT - анализ |
4. Разработка
долгосрочной стратегии
|
4.1. Стратегия
(корпоративная) развития фирмы |
4.2. Стратегия
направлений (бизнес-единиц) |
4.3.
Функциональные стратегии |
5. Планы
реализации стратегии
|
5.1. Проект
организационной структуры |
5.2. Рекомендации
по увеличению спроса |
5.3. План
первоочередных мероприятий |
Приложения
|
6. ВЫВОДЫ
|
4.3.
В первый месяц
следует выполнить работы:
·
Составить личностную
характеристику генерального директора
У меня технический
вопрос. Я руководитель фирмы, но я сам решил разработать стратегию
фирмы, не поручая эту задачу специалисту фирмы. То есть, в ваших
терминах выступаю в роли стратегического директора. Как, в этом
случае, мне описывать раздел "Личностная характеристика
руководителя"?
десь возможны 2
варианта решения.
Первый - если вы
описываете себя сами, зная свои сильные и слабые стороны.
Второй вариант -
попросите кого-то (своих заместителей, например) дать вам краткую
характеристику с точки зрения деловых и личных качеств. А чтобы
получить больше информации, определите задачу так: количество
сильных и слабых сторон руководителя по числу должно быть равным. В
этом случае, вашим заместителям придется потрудиться.
·
Провести свободное
интервью со старожилами фирмы, чтобы на их основе подготовить информацию
о прошлом и настоящем фирмы, и с молодыми работниками (они
помогут составить список проблем фирмы).
·
Подготовить
стратегическое видение из интервью с генеральным директором (кто-то
один из группы)
·
Заполнить формы
Форма для заполнения
·
Личностная характеристика руководителя
Описание в
произвольной форме.
·
Прошлое
Описание в
произвольной форме.
·
Настоящее
Формат описания:
· Виды деятельности
· Численность
сотрудников
· Возраст
руководителей фирмы
· Образование
руководителей и специалистов
· Клиентура
· Позиционирование
фирмы, как оно видится высшим руководством
· Перечень
проблем:
1. Первая проблема -
2. +
особое значение имеет
составление списка проблем предприятия.
· Будущее -
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
Видение
руководителя
Описание в
произвольной форме.
Видение
стратегического директора
Описание в
произвольной форме.
Теоретическая часть
5.
Освоении методов сбора информации
Методы
сбора информации:
·
наблюдение, опрос,
свободное интервью.
·
Первичные и вторичные
источники информации
6.
Организация работы
Начнем с важнейшей теории: закон
разделения труда, эффект масштаба, закон убывающей отдачи и их
применение для победы на рынке.
Для группы специалистов лучше
использовать разделение труда.
Например:
·
директор готовит свой
взгляд на себя, стратегическое видение и позиционирование фирмы.
·
помощники проводят
совместную работу по анализу прошлого и настоящего для заполнения форм в
соответствии с представленным форматом, используя для этого
свободное интервью с рядом ключевых работников фирмы (интервью проводить
отдельно - индивидуально)
·
Кроме того, готовят
информацию по самому директору
Задавайте вопросы.
С
уважением, директор ООО "КЦ "Русский менеджмент",
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06
http://mc-ma.narod.ru
|