MC&MA

РАЗГОВОР С ДАШЕЙ

В ПОМОЩЬ МАРКЕТОЛОГУ ФИРМЫ

Даша - молодой специалист по маркетингу, которому поручена задача "раскрутки" НВУ - Нижегородского виртуального университета

MC&MA - специалисты консультационного Центра

C чего  начать "раскрутку"?

Даша1

Даша - Я хотела бы знать, с чего мне следует начать "раскрутку" Нижегородского виртуального университета. Может быть, с рекламы услуг университета?

MC&MA - Фирму окружает внешняя среда (потребители, конкуренты, поставщики и др.), которая практически не поддается влиянию со стороны фирмы. Первая задача маркетолога - научиться изучать эту среду, с тем, чтобы потом разработать программу приспособления к этой меняющейся рыночной ситуации.

Даша - А что поддается влиянию со стороны фирмы? Что фирма может менять?

MC&MA - Наиболее известная на сегодня модель, описывающая переменные, которые фирма может изменять, - это модель маркетинга-микс или модель 4P - товар (Product), цена (Price), методы распространения товара (Place) и методы его продвижения (Promotion).

Даша - Так с чего мне следует начать, может быть, с определения "товара", который будет предлагать НВУ своим покупателям?

MC&MA - Вряд ли такие действия следует считать правильными. Конечно, с чего-то следует начинать, однако суть модели 4Р как раз и заключается в том, чтобы обеспечить деятелю рынка системный подход к разработке программы маркетинговых действий. Товар - это лишь один из элементов системы, цена не может существовать сама по себе, она должна соответствовать концепции предлагаемого покупателям товара. Также неотделимы от этих двух переменных методы распространения и продвижения товара. "Кто и где будет продавать данный товар" зависит от того, что это за товар и какая у него цена. Например, если это достаточно низкого качества дешевая газета, то она может продаваться на каждой остановке автобуса вместе с проездными карточками. А если это элитный журнал, то для него следует подбирать соответствующее формируемому имиджу место распространения. Пытаясь расширить круг покупателей, вы можете попытаться продавать качественное издание на каждой остановке, однако этим вы сыграете плохую службу имиджу этого издания.

Прежде, чем начать действовать, следует определиться с концепцией услуг вашего виртуального университета.

Даша - Кажется, теперь я поняла, что такое "система". Определение системы нам давали в институте, но тогда все казалось как-то проще, чисто теоретически. Если я вас правильно поняла, то прежде чем начать готовить рекламу услуг НВУ, я должна сначала разработать целостную концепцию того, что называется 4Р или маркетинг-микс?

MC&MA - Все правильно. При этом следует добавить, что теоретически лучше начинать с исследования рынка, однако практически все поступают наоборот - начинают с разработки целостной концепции товара, включая ценообразование, методы продвижения и распространения. Но об этом мы поговорим в другой раз.