ВЕСТНИК
Хабаровской государственной
академии экономики и права
Ульяна
Русакова,
доцент
ДВГУПС
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ
С АУДИТОМ И АНАЛИЗОМ
Окончание
Как правило, в научной литературе финансовый анализ рассматривается как метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе финансовой отчётности и как способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного аналитического баланса.
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:
- общая
стоимость имущества организации,
равная итогу баланса;
- стоимость иммобилизованных (внеоборотных)
средств (активов) или недвижимого
имущества, равная итогу раздела 1
актива баланса;
- стоимость мобильных (оборотных)
средств, равная итогу разд. 2 актива
баланса;
- стоимость материальных оборотных
средств;
- величина собственных средств
организации;
- величина заёмных средств;
- величина собственных
средств в обороте.
После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые "больные" статьи баланса. Их можно подразделить на две группы:
- сразу свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчётном периоде и сложившимся в результате этого плохом финансовом положении. К таким статьям относится "Непокрытый убыток отчётного года";
- статьи, говорящие об определённых недостатках в работе предприятия: наличие сумм "плохих" долгов в статьях "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчётной даты)" и "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчётной даты)".
Таким образом, основой финансового анализа служит информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, и дополнительная информация оперативного характера.
Количество информации и размер организации находятся в прогрессирующей зависимости - чем крупнее организация, тем значительнее поток информации, причём как внешней, так и внутренней.
Как известно, масса производимой предприятием информации качественно разнородна по своему составу, времени получения, состоянию окружающей среды. По содержанию информация различна в разных отделах, внутри структурных звеньев, поскольку отражает состояние разных условий управления и хозяйствования. Однако при всех различиях в информационном обеспечении предприятия можно выделить основные критерии информации, необходимые для эффективного управления, контроля в общем и финансового анализа в частности. Ими являются: полезность (соответствие потребностям пользователя); ценность (возможность осуществления прогнозирования и сверки результатов в кратчайшие сроки); значимость (наличие всех необходимых для принятия решений данных); достоверность (объективное отражение событий; отсутствие ошибок); сопоставимость (использование одинаковых единиц измерения, методов обработки данных, хронологического сличения информации); оперативность (своевременное предоставление) и полнота (предоставление достаточного объёма информации для проведения анализа и принятия управленческих решений).
Пользователи по-разному оценивают качество представляемой им информации в зависимости от тех задач, которые им предстоит решать, их очерёдности, возникающих спорных ситуаций и т.д. Кроме уже вышеназванных нами требований, информация должна по объёму и характеру соответствовать размеру экономической единицы; быть конфиденциальной в тех границах, которые обеспечивают сохранение коммерческой тайны. Соотношение между расходами на представление информации и соответствующий контроль, издержками пользователей на её обработку и потребление и той выгодой, которую получают обе стороны от предоставления данных, должно быть экономически обоснованным.
В целом, оперативность информации играет огромную роль в осуществлении оптимального управления предприятием. Информация для целей оперативного контроля, анализа и управления должна быть очень точной, узкой и по времени самой последней. Если внешняя среда изменчива, то неконтролируемые путём предоставления оперативной информации события могут привести к значительным проблемам в деятельности предприятия.
Механизм проведения финансового анализа зависит от постановки цели. На предприятиях в современных условиях хозяйствования можно выделить наиболее типичные цели, которые ставит предприятие перед началом анализа. Ими могут быть: оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия; оценка возможных и целесообразных темпов его развития с позиции финансового обеспечения; выявление доступных источников средств и оценка возможности и целесообразности их мобилизации; прогноз положения предприятия на рынке капиталов и т.д.
Исполнителями такого вида анализа является, как правило, бухгалтерский и финансовый аппарат предприятия. Такой вид анализа называется внутренним. Естественно, что для проведения финансового анализа его субъекты должны иметь определённые знания и навыки. Существующая ситуация на рынке труда показывает, что этот момент все еще игнорируется управленческими звеньями предприятия и кадры предприятия в полной мере не обладают таким видом знаний.
Кроме внутреннего анализа финансовый анализ может быть внешним, то есть проводиться сторонними лицами.
Управление финансовыми ресурсами на предприятии является приоритетным направлением. В области финансовых ресурсов выявляется наибольшее количество нарушений, приводящих порой к катастрофическим последствиям для предприятия. Поэтому важно своевременно оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, оценить темпы его развития, выявить доступные источники средств.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью определённых методов. Метод финансового анализа - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Первые два элемента характеризуют статическую компоненту метода, последний элемент - его динамику. Категории финансового анализа - это наиболее общие, ключевые понятия. Научный инструментарий финансового анализа - совокупность приёмов и способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо категории как присущие исключительно ей - наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных категорий. В финансовом анализе и управлении также могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической категории.
Существуют различные классификации методов экономического анализа (рис. 1).
Классификация методов экономического анализа
Неформализованные |
Формализованные |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
Рис. 1. Классификация методов экономического анализа
Данная классификация выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определённым субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур анализа. Они не могут быть раз и навсегда жёстко заданными, но, напротив, должны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такое понимание логики анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации.
Классическими методами экономического анализа являются метод цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.
В анализе применяются традиционные методы экономической статистики, такие как, средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.
Большое распространение получили математико-статистические методы изучения связей, эконометрические методы, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решений и другие методы.
Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями (табл. 1).
Таблица 1
Модели финансового анализа
Наименование модели |
Сущность модели |
Дескриптивные | Построение системы отчётных балансов, представление финансовой отчётности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчётности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчётности |
Предикативные | Расчёт точки критического объёма продаж, построение прогностических финансовых отчётов, модели динамического анализа, т.е. жёстко детерминированные факторные модели и регрессионные модели, модели ситуационного анализа |
Нормативные | Установление нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности, анализ отклонений фактических данных от нормативов |
Дескриптивные модели известны как модели описательного характера. Они основаны на использовании информации бухгалтерской отчётности и являются основными для оценки финансового состояния предприятия.
В основе вертикального анализа лежит представление бухгалтерской отчётности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчётности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей.
Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния.
Модели нормативного типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Анализ в значительной степени базируется на применении жёстко детерминированных факторных моделей.
Система аналитических коэффициентов - ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по направлениям финансового анализа (рис. 2).
Основные направления финансового анализа |
|
|
|
|
|
Рис. 3. Направления финансового анализа
Показатели первой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчёта этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчёта устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчётов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства –денежные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие.
Эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности может быть оценена протяжённостью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основными показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчётах.
С помощью этих показателей третьей группы оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надёжности, степенью риска и другими.
Показатели четвёртой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, а анализируют рентабельность капитала в целом. Основными показателями являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.
В рамках анализа положения и деятельности на рынке капиталов выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.
Резюмируем. Анализ помогает предприятию хозяйствовать эффективно и производить своевременную оценку своей деятельности, Аудит же подталкивает предприятие к созданию такой системы управления, которая наиболее полно удовлетворяет целям организации и функционирует на основе эффективного использования всех ресурсов предприятия.
ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права