ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Ульяна Русакова,
доцент ДВГУПС

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ

С АУДИТОМ И АНАЛИЗОМ

Окончание

Как правило, в научной литературе финансовый анализ рассматривается как метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе финансовой отчётности и как способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.

Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного аналитического баланса.

Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

- общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса;
- стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела 1 актива баланса;
- стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу разд. 2 актива баланса;
- стоимость материальных оборотных средств;
- величина собственных средств организации;
- величина заёмных средств;
- величина собственных средств в обороте.

После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые "больные" статьи баланса. Их можно подразделить на две группы:

- сразу свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчётном периоде и сложившимся в результате этого плохом финансовом положении. К таким статьям относится "Непокрытый убыток отчётного года";

- статьи, говорящие об определённых недостатках в работе предприятия: наличие сумм "плохих" долгов в статьях "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчётной даты)" и "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчётной даты)".

Таким образом, основой финансового анализа служит информация, содержащаяся в бухгалтерской отчётности, и дополнительная информация оперативного характера.

Количество информации и размер организации находятся в прогрессирующей зависимости - чем крупнее организация, тем значительнее поток информации, причём как внешней, так и внутренней.

Как известно, масса производимой предприятием информации качественно разнородна по своему составу, времени получения, состоянию окружающей среды. По содержанию информация различна в разных отделах, внутри структурных звеньев, поскольку отражает состояние разных условий управления и хозяйствования. Однако при всех различиях в информационном обеспечении предприятия можно выделить основные критерии информации, необходимые для эффективного управления, контроля в общем и финансового анализа в частности. Ими являются: полезность (соответствие потребностям пользователя); ценность (возможность осуществления прогнозирования и сверки результатов в кратчайшие сроки); значимость (наличие всех необходимых для принятия решений данных); достоверность (объективное отражение событий; отсутствие ошибок); сопоставимость (использование одинаковых единиц измерения, методов обработки данных, хронологического сличения информации); оперативность (своевременное предоставление) и полнота (предоставление достаточного объёма информации для проведения анализа и принятия управленческих решений).

Пользователи по-разному оценивают качество представляемой им информации в зависимости от тех задач, которые им предстоит решать, их очерёдности, возникающих спорных ситуаций и т.д. Кроме уже вышеназванных нами требований, информация должна по объёму и характеру соответствовать размеру экономической единицы; быть конфиденциальной в тех границах, которые обеспечивают сохранение коммерческой тайны. Соотношение между расходами на представление информации и соответствующий контроль, издержками пользователей на её обработку и потребление и той выгодой, которую получают обе стороны от предоставления данных, должно быть экономически обоснованным.

В целом, оперативность информации играет огромную роль в осуществлении оптимального управления предприятием. Информация для целей оперативного контроля, анализа и управления должна быть очень точной, узкой и по времени самой последней. Если внешняя среда изменчива, то неконтролируемые путём предоставления оперативной информации события могут привести к значительным проблемам в деятельности предприятия.

Механизм проведения финансового анализа зависит от постановки цели. На предприятиях в современных условиях хозяйствования можно выделить наиболее типичные цели, которые ставит предприятие перед началом анализа. Ими могут быть: оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия; оценка возможных и целесообразных темпов его развития с позиции финансового обеспечения; выявление доступных источников средств и оценка возможности и целесообразности их мобилизации; прогноз положения предприятия на рынке капиталов и т.д.

Исполнителями такого вида анализа является, как правило, бухгалтерский и финансовый аппарат предприятия. Такой вид анализа называется внутренним. Естественно, что для проведения финансового анализа его субъекты должны иметь определённые знания и навыки. Существующая ситуация на рынке труда показывает, что этот момент все еще игнорируется управленческими звеньями предприятия и кадры предприятия в полной мере не обладают таким видом знаний.

Кроме внутреннего анализа финансовый анализ может быть внешним, то есть проводиться сторонними лицами.

Управление финансовыми ресурсами на предприятии является приоритетным направлением. В области финансовых ресурсов выявляется наибольшее количество нарушений, приводящих порой к катастрофическим последствиям для предприятия. Поэтому важно своевременно оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, оценить темпы его развития, выявить доступные источники средств.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуществляется с помощью определённых методов. Метод финансового анализа - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

Первые два элемента характеризуют статическую компоненту метода, последний элемент - его динамику. Категории финансового анализа - это наиболее общие, ключевые понятия. Научный инструментарий финансового анализа - совокупность приёмов и способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо категории как присущие исключительно ей - наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных категорий. В финансовом анализе и управлении также могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической категории.

Существуют различные классификации методов экономического анализа (рис. 1).

Классификация методов экономического анализа

Неформализованные

 

Формализованные

 
  • Экспертных оценок

 
  • Классические

 
 
  • Сценариев

 
  • Методы экономической статистики

 
 
  • Психологические

 
  • Математико-статистические методы

 
 
  • Морфологические

 
  • Эконометрические методы

 
 
  • Построения систем аналитических таблиц

 
  • Методы экономической кибернетики и оптимального программирования

 
 
  • Построения систем показателей

 
  • Методы исследования операций и теории принятия решений

 
 
  • Сравнения

 

Рис. 1. Классификация методов экономического анализа

Данная классификация выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Применение этих методов характеризуется определённым субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур анализа. Они не могут быть раз и навсегда жёстко заданными, но, напротив, должны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такое понимание логики анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации.

Классическими методами экономического анализа являются метод цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

В анализе применяются традиционные методы экономической статистики, такие как, средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

Большое распространение получили математико-статистические методы изучения связей, эконометрические методы, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решений и другие методы.

Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями (табл. 1).

Таблица 1

Модели финансового анализа

Наименование модели

Сущность модели

Дескриптивные Построение системы отчётных балансов, представление финансовой отчётности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчётности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчётности
Предикативные Расчёт точки критического объёма продаж, построение прогностических финансовых отчётов, модели динамического анализа, т.е. жёстко детерминированные факторные модели и регрессионные модели, модели ситуационного анализа
Нормативные Установление нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности, анализ отклонений фактических данных от нормативов

Дескриптивные модели известны как модели описательного характера. Они основаны на использовании информации бухгалтерской отчётности и являются основными для оценки финансового состояния предприятия.

В основе вертикального анализа лежит представление бухгалтерской отчётности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчётности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния.

Модели нормативного типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Анализ в значительной степени базируется на применении жёстко детерминированных факторных моделей.

Система аналитических коэффициентов - ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы и др. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по направлениям финансового анализа (рис. 2).

Основные направления финансового анализа

  • Анализ ликвидности
  • Анализ текущей деятельности
  • Анализ финансовой устойчивости
  • Анализ рентабельности
  • Анализ положения и деятельности на рынке капиталов

Рис. 3. Направления финансового анализа

Показатели первой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчёта этих показателей заложена идея сопоставления текущих активов (оборотных средств) с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате расчёта устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчётов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности (конвертации в абсолютно ликвидные средства –денежные средства), рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.

С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие.

Эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности может быть оценена протяжённостью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основными показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств в запасах и расчётах.

С помощью этих показателей третьей группы оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надёжности, степенью риска и другими.

Показатели четвёртой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, а анализируют рентабельность капитала в целом. Основными показателями являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.

В рамках анализа положения и деятельности на рынке капиталов выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы.

Резюмируем. Анализ помогает предприятию хозяйствовать эффективно и производить своевременную оценку своей деятельности, Аудит же подталкивает предприятие к созданию такой системы управления, которая наиболее полно удовлетворяет целям организации и функционирует на основе эффективного использования всех ресурсов предприятия.


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права