ВЕСТНИК
Хабаровской государственной академии экономики и права


Ульяна Русакова,
доцент ДВГУПС

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ

С АУДИТОМ И АНАЛИЗОМ

Начало

Финансовый контроль – это определённые действия по проверке всех финансовых аспектов деятельности предприятия. Он может осуществляться на стадии рассмотрения, внедрения и получения результатов по реализации поставленной цели. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег или в денежном выражении.

Финансовый контроль на предприятии осуществляется для достижения такого уровня организации и управления, при котором осуществляется наиболее рациональное использование всех источников финансовых ресурсов, полнота выполнения финансовых обязательств, соблюдение действующего законодательства, рост рентабельности и экономической стабильности организации.

К подцелям финансового контроля относятся усиление финансовой ответственности и повышение результативности внутренних подразделений организации; содействие сбалансированности между планируемыми и фактическими финансовыми источниками; выявление внутрипроизводственных отклонений и резервов роста финансовых ресурсов; содействие полноте и правильности ведения бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии; выявление реального финансового положения предприятия и разработка мероприятий по его улучшению и т.д.

В настоящее время в РФ действует множество независимых друг от друга контрольных органов, подчинённых различным властным структурам. Один из важнейших этапов на пути повышения эффективности государственного контроля - добиться их координации и взаимодействия. Создание системы контрольных органов с единым центром управления, особенно на уровне регионов, значительно улучшит качество контроля и позволит предприятиям построить управление хозяйственной деятельностью и ресурсами с наибольшей эффективностью.

Главная проблема на пути достижения эффективности контроля и управления – слабая разработанность законодательной базы. Такая ситуация может быть решена только принятием соответствующих нормативных актов федерального и местного назначения.

Наибольшее влияние на эффективность управления и работы предприятия оказывает независимый финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими фирмами и отдельными аудиторами. Однако предприятия в этой области сталкиваются с рядом сложностей; например, в выборе аудитора. Рынок аудиторских услуг предлагает большое количество фирм и частных аудиторов, отличающихся по уровню профессионализма, предлагаемым услугам, расценкам на них и, при этом, данные показатели не гарантируют их качества. Кроме этого, существующее в настоящее время законодательство лишь частично защищает предприятия от недобросовестного аудита.

Наибольший удельный вес в предлагаемых услугах занимает аудирование, а на последнем месте по требованию предприятий - консультационные услуги управленческого характера. По нашему мнению, данная ситуация вызвана стремлением предприятия повысить эффективность управления производством путём снятия проблем с контролирующими органами. В идеале, осуществляя проверку финансовой отчётности, аудитор в конечном итоге проводит анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, изучает финансовые показатели предприятия, поскольку в развитых странах пользователей (субъектов управления и контроля) интересует не отчётность сама по себе, а эффективность функционирования данной хозяйственной единицы и перспективы её развития, то есть управленческий аспект.

В целом, качественный аудиторский контроль позволяет предотвратить, выявить и исправить существенные ошибки и искажения информации, которые могут появиться в финансовых отчётах до начисления другими контролирующими органами штрафов и пеней, что значительно улучшает использование ресурсов на предприятии и повышает эффективность его деятельности.

Развитие акционирования, а также активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику страны формируют спрос на полезную информацию, представляемую в финансовых отчётах. Качество информации и методика её передачи оказывают влияние на регулирование процесса управления.

Эффективное управление во многом зависит и от того, насколько представляемая информация сопоставима и понятна для пользователя. Сопоставимость данных достигается путём использования одинаковых единиц измерения и методов обработки данных, хронологического сличения информации, координации национальных стандартов, либо принятия международных стандартов в области учёта. Кроме того, отчётность должна быть чёткой, недвусмысленной, не содержать излишних сведений, иметь точный и ясный перевод её на соответствующий иностранный язык.

Главным назначением аудита является проверка и установление правильности финансовой отчётности и записей, лежащих в ее основе, а также выражение мнения о её достоверности и соответствии законодательству, стандартам, положениям, регламентирующим бухгалтерский учёт и отчётность.

Поскольку в ходе аудиторской проверки оценивается качество финансовой отчётности, являющейся результатом бухгалтерского учёта, аудитор устанавливает, насколько она соответствует установленным требованиям, непротиворечива; обоснована, включает все необходимые суммы в полном объёме, содержит правильную оценку всех статей и точный отчёт по каждой, отвечает требованиям классификации и разделения проводимых операций по периодам их осуществления; раскрывает все статьи и соответствует их описанию в отчётах; составлена аккуратно и без ошибок.

Наиболее дискуссионным вопросом при определении сущности и методики проведения аудиторских проверок является проблема различия аудита и традиционной ревизии (внутреннего контроля). Как известно, ревизия рассматривается как одна из наиболее действенных форм последующего контроля на основе учётной, отчётной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Если рассматривать аудит в том виде, в каком он существует в развитых странах, то его различия с нашей традиционной ревизией достаточно существенны, хотя и аудит и ревизия в конечном итоге представляют собой проверку.

Аудит и ревизия различаются по оформлению результатов: в первом случае - это аудиторское заключение и рекомендации для клиента, во втором - акт ревизии, как правило, организационные выводы, взыскания, указания и проверка их исполнения, передача информации вышестоящим и другим органам. При подведении итогов ревизии полученная информация в обязательном порядке должна быть разглашена, тогда как при составлении отчёта аудитор обязан сохранять в тайне информацию для внутреннего пользования.

Вместе с тем, по крайней мере в переходный период, нецелесообразно противопоставлять аудит и ревизию и говорить о замене последней независимой экспертизой.

Во-первых, первоочередной задачей аудиторской службы является регулярное проведение аудиторских проверок на предприятиях, коммерческих банках, межотраслевых государственных объединениях, концернах, ассоциациях, и других организациях, на которые распространяется ведомственный контроль. Иными словами, эти виды контроля имеют пока свою клиентуру, к тому же аудит, переживающий этап своего становления, не может и не должен охватывать деятельность предприятий всех секторов экономики и форм собственности. Необходимость сохранения тех или иных форм ревизии в настоящее время вызвана и большим количеством злоупотреблений и нарушений в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе в государственном секторе.

Во-вторых, аудит и ревизия в конечном итоге должны быть элементами единого механизма, обеспечивающего эффективное, динамичное и законное функционирование предприятий различных форм собственности в условиях рынка. Однако каждый из данных видов контроля решает свои специфические задачи, используя при этом различные подходы, способы организации и т.д. Комплексная ревизия, например, направлена на глубокое всестороннее изучение широкого круга вопросов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, с привлечением специалистов различного профиля. Аудит не предусматривает проверку хозяйственной деятельности аудируемого предприятия "от и до"; по объёму и масштабам исследований уступает комплексной ревизии. Но он может выходить за рамки документальной ревизии (документальная проверка является одной из основных задач аудита), поскольку при необходимости осуществляется инвентаризация: проверка в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств для выявления их фактического наличия и состояния.

В-третьих, ревизия имеет отработанную методику проведения, используя проверенные десятилетиями методы, приёмы, которые, на наш взгляд, могут быть разумно использованы на этапе становления аудита. Очевидно, что и аудиторские кадры комплектуются в первую очередь из специалистов в области бухгалтерского учёта и внутрихозяйственного контроля (ревизоров).

Аудиторская деятельность, как уже отмечалось, включает разнообразные виды услуг, причём их удельный вес зависит от размера аудиторской фирмы. Ими могут являться аудирование, консультационные услуги управленческого характера и по налогообложению, исчисление налогов, учётная деятельность (подготовка финансовой отчётности по заказам), практическое счетоводство (ведение регистров и журналов).

При анализе аудиторских услуг в динамике выявлено, что наибольший удельный вес имеют такие услуги как аудирование и консультирование. Наименьший удельный вес занимают консультационные услуги управленческого характера. Основной причиной, на наш взгляд, является отсутствие спроса на этот вид услуг, что отражает сложившуюся ситуацию в стране.

Структура аудиторской деятельности отражает общую концепцию аудита, согласно которой обоснования для проведения проверки связаны с реализацией: принципа подотчётности (аудит выступает в качестве механизма нижестоящих звеньев вышестоящими); посреднических контактов (аудит выступает здесь как средство мотивации во взаимоотношениях между сторонами, стремящимися максимально удовлетворить собственные экономические интересы); потребности в получении информации для управленческих решений с целью повышения их качества и эффективности рыночных операций и распределения активов; страховых гарантий (подтверждая в аудиторском заключении законность финансово-хозяйственных операций и достоверность бухгалтерского учёта и отчётности, аудитор несёт полную ответственность, вплоть до материальной (компенсация), за объективность результатов проверки).

Аудиторские проверки делятся на обязательные (по предприятиям, подвергающимся ежегодной проверке по решению Правительства) и инициативные (проводимые по решению руководства предприятия либо собрания акционеров).

Объекты обязательного аудита в настоящее время ограничены определёнными рамками в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. № 1355.

Согласно нормативным документам аудиторское заключение может быть безусловно-положительным, условно-положительным и отрицательным. Наряду с аудиторским заключением в ходе аудиторской проверки составляется отчёт аудитора, в котором отражаются все существенные недостатки ведения бухгалтерского учёта и заполнения отчётности. Выявленные недостатки исправляются администрацией предприятия либо в ходе аудиторской проверки, либо после её завершения. В результате анализа аудиторских заключений и отчётов аудиторов выявляются значительные несоответствия ведения бухгалтерского учёта и заполнения отчётности.

В результате проведения обязательного аудита, как правило, выявляются значительные отклонения фактических данных от реальных результатов. Особенно это актуально для отрицательных аудиторских заключений. Однако и при выдаче безусловно-положительного аудиторского заключения наблюдаются существенные недостатки в формировании выручки и финансового результата деятельности предприятия.

Главным недостатком обязательного аудита является его направленность на такого потребителя информации, как государственная налоговая инспекция. Аудиторы стремятся выявить и исправить отчётность предприятия в области налогообложения, поскольку она является наиболее уязвимой со стороны налоговой инспекции.

В этом случае аудит представляет собой форму корректировки налогового бухгалтерского учёта, не имеющего управленческой направленности. Управленческая направленность обязательного аудита значительно снижена. Кроме этого, по отдельным предприятиям сама аудиторская проверка носит формальный характер, а аудиторское заключение является лишь приложением к годовому отчёту. Естественно, данная ситуация не способствует эффективному управлению всеми видами ресурсов на предприятии и приводит к незапланированным потерям.

Инициативные аудиторские проверки проводятся по заказу администрации предприятия или по решению собрания акционеров (пайщиков). Целью такой проверки может быть различные направления деятельности

Направления инициативного аудита в настоящее время довольно разнообразны. Наибольший удельный вес в этом аудите занимают мероприятия по оптимизации налогов и проверка движения денежных средств. Хотя результаты инициативного аудита могут быть использованы для принятия управленческих решений, мы в процессе исследования не обнаружили, чтобы администрация предприятий напрямую указывала на управленческую направленность аудита. Особенно это касается разработки бизнес-планов, проведение анализа деятельности и эффективности использования ресурсов предприятия.

В современных условиях хозяйствования методика аудита деятельности предприятия разработана недостаточно полно, как по ширине охвата, так и по качественной характеристике, а нормативные документы носят разрозненный характер и не всегда отвечают конкретным условиям. Институт аудиторства является в нашей стране достаточно новой структурой, поэтому требует дополнительного исследования. При этом совершенно недостаточно аудит используется для эффективного управления предприятием.

Направления проведения аудита можно разделить на три группы, принципиально отличающихся друг от друга своей методической направленностью. В рамках первой группы аудит отождествляется с ревизией, по второй - с экспертизой, и в третьей - с анализом хозяйственной деятельности. Подход отдельных экономистов к методике аудита значительно отличается друг от друга.

При проведении аудита иерархия направлений, предложенная отдельными авторами, существенно отличается. При отождествлении аудита с ревизией в первую очередь проверяется кассово-банковские операции и движение имущества предприятия, за рамки такого аудита выходит проверка отчётности, финансовых результатов и правильности исчисления налогов. При характеристике аудита как экспертизы производственной деятельности предприятия значительное внимание уделяется сохранности имущества предприятия и правильности оформления операций по их движению.

В случае отождествления аудита с анализом хозяйственной деятельности проводится анализ состояния бухгалтерской отчётности и финансового состояния. Аудит же принятых управленческих решений в части их воздействия на эффективность функционирования предприятия не предусматривает ни один из авторов.

На основе анализа направлений аудита можно предложить методику финансового аудита на предприятиях различных форм собственности для наиболее полного выявления ошибок в области хозяйственных операций как сторонними аудиторами, так и системами внутреннего контроля на предприятии.

В результате практического применения такой методики на предприятии могут быть выявлены значительные резервы роста финансовых ресурсов, мобилизация которых будет способствовать оптимизации доходности предприятия и ускорять достижение управленческих целей.

Вышеуказанный вид аудита больше относится к внешнему аудиту.

Внутренний аудит проводится как работниками предприятия, так и независимыми аудиторами. В последнем случае внутренний контроль выступает в качестве инициативного аудита. Целью такого контроля является принятие конкретных управленческих решений по результатам внутренней проверки.

Внутренний аудит должен проводится непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход финансовых операций и вовремя устранять недостатки в работе.

Согласно нормативным документам все предприятия независимо от организационно-правовой формы должны в обязательном порядке создавать ревизионную комиссию, порядок работы которой определяется уставом и внутренними документами предприятия.

Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет доступ ко всей документации, касающейся его деятельности. Согласно законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, ревизионная комиссия должна в обязательном порядке проводить проверку годовых отчётов и бухгалтерских балансов до их утверждения на общем собрании участников общества. Однако на практике это положение зачастую нарушается.

Внутренний контроль на предприятии носит характер ревизии и, как правило, подтверждает операции по движению имущества предприятия. В результате такой контроля проводится инвентаризация и сплошная проверка движения денежных средств в кассе и на расчётных счетах предприятия.

Как правило, основным направлением деятельности внутреннего аудита является проведение ревизии кассы и инвентаризация имущества. Довольно широки полномочия ревизионных комиссий на предприятиях государственной формы собственности, однако аудит на этих предприятиях проводится только в отношении имущественных прав.

Особое внимание аппарата управления должно быть обращено на функцию финансового контроля. В целях предварительного контроля документы, служащие основанием для приёмки и выдачи денежных средств, товарно-материальных ценностей, а также изменяющие финансовые, кредитные и расчётные обязательства, подписываются не только руководителем предприятия, но и главным бухгалтером, тем самым выясняется целесообразность и законность предполагаемых хозяйственных операций, то есть осуществляется функция предварительного контроля.

Результативно-целевой контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций или вслед за их совершением. Так, все документы должны быть подписаны либо руководителем предприятия, либо уполномоченным на это лицом и проверены с точки зрения законности операций.

Областью аналитического контроля являются итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, такой контроль логически смыкается с анализом хозяйственной деятельности.

В ходе обязательного или инициативного аудита должно проверяться качество внутреннего контроля. В результате анализа организации внутреннего аудита можно отметить, что качество внутреннего контроля зависит от организационно-правовой формы предприятия и от субъектов управления предприятием. Как правило, высокое качество внутреннего контроля на предприятиях акционерной формы. На этих предприятиях своевременно проводится инвентаризация имущества и ревизия денежных средств, денежные документы имеют необходимые реквизиты и подписи, совершаемые хозяйственные операции законны и целесообразны. Достаточно высокий уровень внутреннего контроля на предприятиях государственной формы собственности.

Таким образом, основная роль аудита в управлении современным предприятием сводится к следующему:

- оценка состояния управления в виде проверки функционирования основных производственных звеньев и результатов их работы;

- своевременное выявление отклонений в отчётах до начисления штрафов и пеней уполномоченными органами, что позволяет предприятию избежать неэффективных выплат и даже банкротства;

- выявление резервов увеличения прибыльности и рекомендации по рациональному использованию ресурсов.

Контрольная деятельность связана и с анализом, использованием его результатов и методов исследования. Он изучает хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическую эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Объект его изучения - тенденции и характер происходящих изменений в экономике предприятия. Одним из элементов финансового контроля является финансовый анализ, подразделяющийся на анализ финансового состояния и анализ финансовых результатов.

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

В настоящее время единственным нормативным документом для анализа финансового положения являются “Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса”, утверждённые 12 августа 1994 г. Оценка структуры баланса и платёжеспособности предприятия в этом документе определена на основе двух показателей: коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. На его основе определяется квота оборотных активов, которая равна удвоенному произведению краткосрочных пассивов.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости, показывает удельный вес собственных источников в формировании оборотных активов.

Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платёжеспособность в течение определённого периода, является коэффициент восстановления (утраты) платёжеспособности.

Анализ финансового положения по данной методике не отвечает действительному положению вещей, поскольку не отражает реального состояния предприятия. Поэтому методика финансового состояния требует дополнительной корректировки.

Продолжение следует


ВЕСТНИК Хабаровской государственной академии экономики и права