БЕССМЫСЛЕННЫЙ АУТСОРСИНГ

Здравствуйте уважаемые подписчики! (данный материал подготовлен для рассылки - РУССКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ критикует)

До нынешнего кризиса тема аутсорсинга была как нельзя актуальна. Сейчас многие фирмы пытаются вернуть переданные функции снова себе - с целью экономии денег,  которых не хватает.

Не за горами время, когда экономика начнет выходить из кризиса, и снова потянуться к аутсорсингу руководители фирм, а предлагающие услуги аутсорсинга  и консультанты по аутсорсингу начнут пожинать свои плоды.

Пока же идет кризис, есть время высказаться на тему.

Начнем с определений, вот что можно прочитать в инете (выделение жирным шрифтом сделано мной):

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, компьютерную сеть и информационную инфраструктуру.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Из этого определения следует, что если мы заключили договор на бухгалтерское обслуживание на 1 год и 2 месяца "по договору аутсорсинга", а договор по инициативе одной из сторон был разорван через 11 месяцев, то в результате, как следует из определения, аутсорсинг перестал быть аутсорсингом :))

АУТСОРСИНГ — (англ. outsourcing) — передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.

Материалы предоставлены издательским домом «ИНФРА-М»

 

Из второго определения следует, что если вы занимаетесь торговлей, скажем автомобилями, то для вас ключевая деятельность - торговля. А вот производство авто - это на аутсорсинге у компании работает, скажем, японская Тойота :))

Аутсорсинг .

Выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами. Например, фирма А нанимает фирму Б осуществлять функции по продвижению товара.

Материалы предоставлены проектом СБИ

Ну, здесь вообще "атас"! Если владелец бизнеса передал бизнес управляющей компании, то таким образом  он - владеет бизнесом, а все остальное - на аутсорсинге.

Я сторонник глубочайшего разделения труда. Более того, считаю, что главная причина нашего отставания от развитых стран Запада - недостаточно глубокое разделение труда. (то есть, по вышеназванным определениям, очевидно, что автор ярый сторонник аутсорсинга).

Однако, зачем вводить слово аутсорсинг  вслед за западными специалистами, если никакого отличия от разделения труда аутсорсинг не несет.

Понятно, что модное западное  словцо  русскому уху приятно, ничего с этим не поделаешь, вероятно потому следующим в критическом ряду мы поставим так называемое "Бережливое производство" - еще один новомодный инструмент, на котором неплохо навариваются мои коллеги-консультанты, дай Бог им здоровья!

Но, однако, продолжим анализ.

Разобравшись с тем, что никакого аутсорсинга не существует - за пределами термина разделение труда, посмотрим, какие проблемы возникают при углублении специализации любого предприятия.

Очевидно, как только вы применяете разделение труда, появляется потребность в менеджменте - координировании людей, выполняющих разные функции.

А поскольку в нашей стране менеджмент пока еще никто не выучил, то результат вполне очевидный - наряду с пользой от "аутсорсинга внутренних  подразделений", возникают побочные явления.

Приведу один пример. Наш бывший клиент - фирма по производству замороженных полуфабрикатов.

Ситуация типичная - бухгалтерия  зашивается, не успевает выполнить свою работу, в результате  идет задержка документов для клиента, проблемы с квартальной отчетностью, а если взять еще пару бухгалтеров  в помощь бухгалтерии  из 10 человек, то увеличиваются издержки и падает прибыль. Пусть не намного, но такая же ситуация в других подразделениях - зашиваются все.

Начинаем разбираться. Оказывается, что целый ряд первичных документов дублируется - ведется и бухгалтерией и отделом  отгрузки во главе со старшим кладовщиком. Спрашиваем, разве нельзя сделать так, чтобы кладовщики вели документацию, а бухгалтерия ее получала в готовом виде без дублирования. Нам отвечают - поскольку кладовщики не отвечают за правильное составление бухгалтерских документов, то мы вынуждены дублировать их работу.

Спрашиваем старшего кладовщика - она готова взять на себя ответственность за возможные ошибки, скажем за небольшое дополнительное вознаграждение - она отвечает - готова.

Итак, в этой рядовой ситуации  даже внутри небольшого по численности предприятия разделение труда вызывает такие сбои, что отделы дублируют часть функций своих коллег.

А теперь представьте ситуацию, что у вас работа по отгрузке передана на аутсорсинг, а ваша ключевая задача - производство замороженных полуфабрикатов и их продвижение и сбыт. Вспоминаю вопли менеджеров отдела сбыта - Они (кладовщики) - всех наших клиентов ставят в одну общую очередь, а среди них есть те, кто  кормит  всю фирму и совершенно "маловажные" разовые покупатели.

Ну и конечно, начинаются разговоры у генерального директора - о возможности передачи всего склада под руководство начальника отдела сбыта.

Я уж не буду перечислять какие коллизии возникали между отделами маркетинга, отвечающими в этой компании за упаковку (разработку дизайна и прочее). и между производством и сбытом.

Но знаю не понаслышке (консультационный опыт в недалеком времени станет равным 15 годам) - это типичная российская ситуация.  В вашей компании ситуация не лучше, не обольщайтесь.

А теперь - передайте все, кроме ключевых, функции - на аутсорсинг - будет еще хуже.

Спрашивается, что же делать? Это не совсем обычный материал - в разделе Русский менеджмент критикует мы не давали советы а рекомендовали читать другие наши позитивные материалы. Сделаем  исключение.

1. Первое, нужно перестать хвататься за модные западные термины - если они неуместны. Аутсорсинг - это просто разделение труда и еще мода.

2. Добиться преимущества можно лишь при глубоком разделении труда внутри фирмы и за ее пределами.

3. Чтобы применить глубокое разделение труда внутри фирмы - нужно ставить регулярный менеджмент. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Но вполне под силу профессиональным консультантам - помочь это сделать.

4. Как быть с внешним разделением труда - с аутсорсингом? Аутсорсинг, как мы его дали в определениях выше,  - не является управленческим инструментом. Он сам требует применения управленческих инструментов. Нужно этот факт принять. Как любое разделение труда требует менеджмента.

5. Быть может, чтобы как можно больше функций отдать на сторону с целью повышения своей конкурентоспособности в ключевых видах деятельности, следует обратить внимание на проблемы взаимодействия с партнерами. Повысить качество управления такими партнерскими отношениями.

6. И здесь, оказывается, действительно есть специальные инструменты управления - "менеджмент партнерства", или как этот термин чаще называется на Западе - стратегическое сотрудничество. Вот рекомендую ссылку для ознакомления с некоторыми аспектами этого инструмента - Чего хотят консультанты: стратегическое сотрудничество как эффективная альтернатива M&A.

 Так что же аутсорсинг, спросит раздосадованный читатель рассылки?

Аутсорсинг сам по себе - бессмыслен. В том смысле, если  он не подкрепляется менеджментом - то есть качественным  управлением партнерством. А пока у нас в России даже просто менеджмента (управления с применением научных знаний) внутри фирмы нет, а до управления партнерством нужно еще много расти.

С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,

http://mc-ma.narod.ru