Человек как система

(из книги В.Токарева Как научиться управлять...) 

 Метод "5 пальцев"   как инструмент изучения взаимосвязи  составных компонентов личности

         Л.Зайверт предлагает простую методику оценки сделанного за день, которую он назвал метод "пяти пальцев", который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.*

·     М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

·     Б (безымянный палец) - близость к цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

·     С (средний палец) - состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

·     У (указательный палец) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или "поспособствовал"?

·     б (большой палец) - бодрость, физическая форма: каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания своих физических кондиций?

         Если внимательно посмотреть на эту технологию самонаблюдения, то можно найти общие элементы метода "пять пальцев" и пяти подсистем, которые мы применили при анализе составных компонентов личности.

 

Мыслитель-ный процесс

               ЧР

  

ЧН

Услужение другим

 

 

      ЧТ

 

 

Физическая форма

              ЧФ

 

ЧП

Состояние духа

 

 

 

 

 

 

 

Близость к цели

 

 

Метод «пять пальцев» и подсистемы человека.

         Мыслительные процессы касаются, в первую очередь, нашей рациональной подсистемы, физическая форма - Человека Физического, состояние духа определяется функционированием психологической составляющей (ЧП), за "услужение" другим отвечает Человек Нравственный, а достижение наших жизненных целей помогает осуществить Человек Творческий.  

Вышесказанное позволяет использовать метод "Пяти пальцев" как инструмент самонаблюдения за нашими подсистемами.

В течение одной недели отметьте в конце каждого дня: что наиболее важного вы сделали в пяти выделенных видах деятельности - М, Б, У, б и каково было ваше душевное Состояние - С. Наблюдая за работой ваших подсистем, обратите особое внимание, как одна из подсистем влияет на другие. Например, как физическое самочувствие сказалось на мыслительных процессах, или как, благодаря успешному продвижению к вашим целям, изменилось ваше душевное самочувствие.

В конце недели вы можете подвести итоги наблюдений и запланировать дела на следующую неделю, используя для этого предложенную Л.Зайвертом классификацию дел методом «пяти пальцев».

         Обратите особое внимание на взаимодействие подсистем. Попробуйте выявить проявления закона убывающей отдачи, связанные как с необходимостью восстановления затраченной на какую-либо деятельность "энергии" ваших подсистем, так и с нарушением гармонии между вашими подсистемами.

 

* Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время). М.: Интерэксерт, Инфра-М, 1995.

 

mcma@yandex.ru