4.3. Как развить свои творческие способности

(управление "Человеком Творческим")

(из книги В.Токарева "Как научиться управлять ...")

Руководитель, лишенный способности творчески решать проблемы, в лучшем случае может хорошо осуществлять контроль над эволюционным развитием руководимой им организации, но он не способен вывести ее в передовые.

Рассел Акофф 

         Существует миф, что в детском возрасте творческие способности человека выше, чем в зрелости. Так ли это на самом деле?

         На рисунке 20 представлена модель творческого процесса, предложенная советским психологом Л.С.Выготским.

 

1.    ОПЫТ

 

2. ДИССОЦИАЦИЯ

 

НАБЛЮДЕНИЕ

 

 

 

АНАЛИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИЗМЕНЕНИЕ

 

4. АССОЦИАЦИЯ

 

СИНТЕЗ

                 

Рисунок 20.  Модель работы творческой составляющей человека. 

Сначала  человек накапливает опыт, который является исходным строительным материалом для творчества. Затем этот опыт он разлагает в своей голове, диссоциирует на части. На следующем этапе полученные элементы подвергаются изменению (уменьшению, увеличению и др.), а на завершающей фазе из диссоциированных измененных элементов слагаются новые комбинации, выступающие как результат творческого процесса.

На рисунке 21  представлен условный пример народного творчества, в котором представлен процесс рождения известного сказочного персонажа - избушки на курьих ножках.

1. КУРИЦА

 

2. КУРИНЫЕ НОГИ

 

3. УВЕЛИЧЕНИЕ КУРИНЫХ НОГ

 

4. ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

 

Рисунок 21.  "Рождение" избушки на курьих ножках.

Если проанализировать модель творческого процесса, представленного Л.С.Выготским, то можно увидеть, что  творчество - это научный процесс, включающий в себя элементы научного метода - НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ и СИНТЕЗ. 

НАБЛЮДЕНИЕ

 

 

 АНАЛИЗ

 

СИНТЕЗ

Чтобы  развить  свои творческие способности, накапливайте разнообразный опыт - наблюдайте, тренируйтесь в разложении опыта на элементы - анализируйте, смело изменяйте их и комбинируйте так, как это никто до вас не делал - тренируйтесь в синтезе. 

Описанная модель помогает понять, что на самом деле большие способности к творчеству имеют взрослые, поскольку у ребенка меньший опыт и, следовательно, возможности к созданию новых композиций. Однако часто факты говорят обратное.

Наблюдения французского ученого Э.Боно привели его к открытию "психологической инерции" (или "психологического" барьера), которая более   присуща  именно  взрослым.    Эти   "психологические      барьеры", мешающие генерировать новые идеи, также связаны с опытом, только опытом другого рода - "что можно", а "что нельзя". Такого рода опыта у ребенка меньше, но это уже не во вред творчеству, а на пользу. Однако сегодня известно большое количество методов, позволяющих   взрослым   научиться   избавляться   от   "психологической инерции", преодолевать "психологические" барьеры. Для примера представим один из них, получивший название "метод фокальных отображений".

Давайте изобретем новый автомобиль - объект номер 1. Для этой цели возьмем объект номер 2, мало похожий на первый объект (то есть на автомобиль), скажем, слона. Затем опишем характеристики вспомогательного объекта - слона: у него имеется хобот, большие уши, он сам себя поливает водой из хобота и т.д. Теперь перенесем характеристики вспомогательного объекта на наш автомобиль и попытаемся обнаружить что-нибудь ценное в полученных комбинациях: автомобиль "сам себя поливает водой". Возникла идея "самополивающегося автомобиля", мотор которого создаст напор воды и, таким образом, обеспечит удобство мойки машины в походных условиях с помощью "хобота" - шланга.