Мотивация поведения (функция мотивации)

 

Как бороться с ленью? Как сделать так, чтобы то, что не хочется, выполнять с удовольствием. Психологи советуют воспитывать силу воли. В любом случае, следует обратиться к современным знаниям о психическом.

Я понимаю, что мне следует каждый день делать зарядку. Но когда дело доходит до исполнения, я нахожу массу отговорок, объясняющих, почему сегодня можно освободить себя от этой неприятной обязанности.

          Мотивация - это процесс побуждения себя и других для выполнения действий, направленных на достижение цели. На рисунке 11 представлена хорошо зарекомендовавшая себя в теории управления модель, объясняющая поведение человека*.

Согласно этой модели главными мотивами наших действий являются потребности в еде, сне, общении и т.д. Напряжение, возникающее у человека при осознании потребности, заставляет его искать способы  снятия этого напряжения.

 

Потребность

 

Побуждение

 

Действие

 

Цель

 

Уровень удовлетворения

потребности

 

Вероятное поведение

в схожей ситуации в будущем

        

Рисунок 11. Модель процесса мотивации

 Рассмотрим пример.  Мне хочется есть, и я начинаю думать, а чем бы мне перекусить? Я могу принять решение, что следует съесть пирожок с капустой (такое осознанное желание могло возникнуть, когда я увидел пирожки, принесенные из столовой иняза). Когда цель, достижение которой, вероятно, поможет удовлетворить голод, ясна, возникает побуждение - целенаправленная потребность .

         Затем я совершаю действия - покупаю  и съедаю пирожок. В результате достижения цели я могу почувствовать, что потребность полностью удовлетворена. Если удовлетворение частичное, я могу съесть еще один пирожок. При полном удовлетворении потребности мое поведение как бы программируется на будущее, помогая  принять решение в случае, когда я  попадаю в схожую ситуацию. Уровень удовлетворения потребности определяет вероятное поведение в схожей ситуации в будущем.

Однако,  может оказаться, что после съедания пирожка возникшее напряжение не снимается: я мог ошибиться, думая, что хотел есть. Возможно, что  я просто волновался перед началом чтения нового курса. В таком случае, в схожей ситуации я, возможно, буду искать другие способы снятия психологического напряжения, связанного с неудовлетворенной потребностью.


 

*  Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992. 

 

С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,
http://mc-ma.narod.ru


Другие рассылки автора можете узнать, посетив страничку автора