КАК РАЗВИТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ

 

Сережа страдал, он никак не мог запомнить простые вещи: таблицу умножения, дроби, стихотворения Пушкина. Но зато он знал про птиц больше всех в классе, потому что ему это было интересно - дома его ждали канарейка и целых пять попугаев, один из них - волнистый зеленого цвета.

Хорошее запоминание начинается с ИНТЕРЕСА к тому, что нужно запомнить. Ф.Лезер (немецкий специалист по вопросам памяти и быстрого чтения), доказывая, что запоминание - это процесс познавательный, выделяет шесть фаз памяти. Они изображены на  рисунке 7.  

1 - ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ с помощью наших органов чувств

Чтобы лучше запомнить информацию, следует, по возможности, использовать больше наших органов чувств (познать что-то с разных сторон - посмотреть, послушать, потрогать и т.д.). И хотя у каждого из нас лучше развиты какие-то одни "анализаторы" восприятия, опыт показывает, что тренировкой можно развить и другие, если чаще к ним обращаться. Закройте глаза - и вы начнете лучше слышать, так как сконцентрируете свое внимание на слухе.

 

Восприятие

 

 

Концентра-ция

 

 

"Привязы-вание"

 

 

 

 

 

 

Повторение

 

 

Забывание

 

 

Припоми-нание

 

 

Рисунок 9. Процесс запоминания и его подпроцессы. 

2 - КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Выполните простое задание.

Подсчитайте непосредственно во время чтения, сколько букв "а" в следующем предложении: "Запоминание - это процесс познавательный". Подсчитали? А теперь скажите, а сколько было в этом предложении букв н. Обращая внимание на одно, мы часто упускаем из виду другое. Будущие художники, тренируя концентрацию внимания, пытаются за один раз запомнить как можно больше элементов натуры, которую они затем должны нарисовать по памяти. Тренировка концентрации внимания - это развитие умения открывать что-то новое в запоминаемой (а фактически в изучаемой) информации.

 

3 - "ПРИВЯЗЫВАНИЕ" ИНФОРМАЦИИ к тому, что вам уже известно

(у Ф.Лезера - "запечатление информации"). Чем больше связей вы установите с новой информацией, тем лучше она запоминается:

·         Подумайте о смысле, заключенном в нашем рассказе про Сережу - установите смысловые связи.

·         Какова структура нашего мини-рассказа? (Структурные связи мы используем, например, для запоминания номера телефона - создаем структуру обычно из трех групп цифр.)

·         Самые крепкие связи - ассоциативные. Представьте, как Сережа рассматривает шесть своих птичек: в одной клетке поет Канарейка, в другой у него сидит Волнистый попугай Зеленого цвета и ведет светскую беседу с канарейкой, а недавно появились еще ТРИ Попугая (Попугай, Попугай и еще один Попугай), за которыми его попросили временно присмотреть работники школьного "живого уголка", пока у них идет ремонт.

·         Есть и другие типы связей, например эмоциональные связи, которые помогают "привязать" новую информацию к имеющимся знаниям с помощью эмоционально окрашенного восприятия (радости, печали, удивления и др.).

 

4 - ПОВТОРЕНИЕ

Понимание того, что запоминание есть процесс познавательный, позволяет вместо механической зубрежки при повторном обращении к информации отыскивать в ней что-то новое, обеспечивая более глубокое усвоение материала. Промежутки между повторениями полезны (но они не должны быть большими при первых повторениях), в эти промежутки мы узнаем что-то еще, что позволяет установить с информацией, которую мы запоминаем, новые смысловые, структурные и другие связи.

5 - ЗАБЫВАНИЕ

Не бойтесь "забыть" - в памяти ничего не стирается. Но оставьте "кончик веревочки", которой вы привязали информацию к уже имеющимся вас знаниям, для того, чтобы ее выудить, когда это потребуется. В этом и состоит смысл шпаргалок, есть "дурацкие" учителя - они отбирают шпаргалки у учеников (обрывают "кончики веревочек"), нарушая законы запоминания.

Пример "веревочки правильного забывания": память - статья про память - рассказ про Сережу - у Сережи 6 птиц = 6 ФАЗ ПАМЯТИ - Канарейка (Концентрация внимания), Волнистый Зеленый попугай (Восприятие и Забывание) и ТРИ Попугая из живого уголка (Привязывание, Повторение и Припоминание). Для лучшего запоминания названия фаз памяти мы использовали первые буквы слов, связанных с птицами из нашего рассказа.

6 - ПРИПОМИНАНИЕ

С припоминание не будет проблем, если вы активно используете открытие Ф.Лезера (Ф.Лезер Тренировка памяти, 1995), что запоминание - это процесс познавательный.

Понимание "технологического" процесса запоминания  и его оптимизация -  ключ к успеху в развитии вашей памяти