МЕНЕДЖМЕНТ-ПРОДАЖИ: управляем эмоциями Впервые опубликовано в журнале "Управление продажами"//ИД Гребенникова. - №5(60) - сентябрь 2011. Токарев Владимир Федорович — к. т. н., директор КЦ «Русский менеджмент» (г. Нижний Новгород) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: продажи, менеджмент, функция контроля, мотивация поведения, извлекающий образ, эмоции, страх, холодные звонки, стресс, депрессия, SWOT-анализ, юмор, научный метод, теории несоответствия Аннотация Статья посвящена исследованию возможности использования управленческих алгоритмов для управления эмоциями. На основе совместного использования знаний из психологии и менеджмента предложены методы избавления от страха холодных звонков, преодоления стресса и депрессии, а также позволяющие развить чувство юмора, с тем, чтобы решить практические задачи продавцов на разных этапах продажи Эмоции – неотъемлемая часть работы продавцов: мы иногда ликуем при совершении крупной сделки, немало огорчаемся от неприветливого приема «привратника» при холодных звонках. Хотя современным продавцам, чаще всего, не до смеха при работе со сложным покупателем, юмор помог бы разрядить обстановку и даже снять стресс, нередко возникающий у менеджеров по продажам, «сидящих на проценте», от постоянного общения со все более привередливыми покупателями. Современная психология развивается столь стремительно, что, кажется, она может обеспечить продавцов достаточным инструментарием для решения любых задач, связанных с управлением эмоциями. Это почти так. Также быстро развивается и менеджмент (в предыдущих публикациях мы обсуждали, как науку управления может и должен использовать каждый менеджер по продажам, начиная с управления компанией покупателя[1], и продолжая применять менеджмент на каждом этапе процесса продажи[2]). Но удивительное дело, развитие психологии и развитие менеджмента зачастую происходит независимо. И хотя психология все более широко применяется для решения практических задач управления, применение управленческих моделей для решения психологических задач является достаточно редким явлением. В то время, как взаимное обогащение этих сфер знания могло бы дать значительный эффект для развития каждой науки, позволило бы скорее решить ряд прикладных задач, особенно в сферах деятельности человека, где и управление и эмоции играют одинаково важную роль, таких как личные продажи. Трудно (если вообще возможно) назвать сферу деятельности, где бы специалисту любой профессии можно было обойтись без менеджмента. Так как в любой деятельности всегда ставится цель, контролируется достижение результатов. Также невозможно себе представить управление эмоциями, не опираясь на знания в сфере менеджмента. В этой статье мы рассмотрим несколько важных проблем продавцов, связанных с эмоциями, привлекая для нахождения решения этих проблем не только психологию, но и науку управления. Надеюсь, что иллюстрация такого подхода послужит стимулом для более активного применения современного менеджмента в решении и других задачах, которые стоят сегодня перед прикладной психологией[3]. ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку описываемые модели не так просты, автор постарался облегчить их восприятие через представление большого числа понятных примеров, двигаясь, как советует дидактика, от простого к сложному. Модель извлекающего образа В теории управления часто используется простая модель, объясняющая поведение человека[4]: «потребности – побуждения – действия – цель – уровень удовлетворения потребности». Согласно этой модели главными мотивами наших действий являются потребности в еде, сне, общении и т.д. Напряжение, возникающее у человека при осознании потребности, заставляет его искать способы снятия этого напряжения. Рассмотрим пример. Мне хочется есть, и я начинаю думать, а чем бы мне перекусить? Я могу принять решение, что следует съесть пирожок с капустой (такое осознанное желание могло возникнуть, когда я увидел пирожки, принесенные коллегой из ближайшего кафе). Когда цель, достижение которой, вероятно, поможет удовлетворить голод, ясна, возникает побуждение - целенаправленная потребность. Затем я совершаю действия – иду в кафе, покупаю пирожок и съедаю его. В результате достижения цели я могу почувствовать, что потребность полностью удовлетворена. Если удовлетворение частичное, я могу съесть еще один пирожок. При полном удовлетворении потребности мое поведение в определенной степени программируется на будущее, помогая принять автоматическое решение в случае, когда я попадаю в схожую ситуацию. Уровень удовлетворения потребности определяет вероятное поведение в схожей ситуации в будущем. Однако, может оказаться, что после съедания пирожка возникшее напряжение не снимается: я мог ошибиться, думая, что хотел есть. Быть может, что я просто волновался перед началом нового тренинга по продажам. В таком случае, в схожей ситуации я, возможно, буду искать другие способы снятия психологического напряжения, связанного с неудовлетворенной потребностью. Хотя описанная модель практически полезна, она несколько упрощена. В психологии принято оперировать с понятием "извлекающего образа" - мысленного представления объекта в нашем воображении. Если мы говорим о действии, направленном на достижение цели, то в качестве образа может выступать мысленное представление цели, а также "образ" той деятельности, которая связана с достижением цели. Например, в описанном случае с пирожком в качестве образа цели может выступать представление того, "как я этот пирожок сейчас буду есть", и образ моих действий, направленных на то, чтобы "овладеть" этим пирожком. Отметим, что образ пирожка или того, как я его ем, возник под влиянием "стимула", в качестве которого в данном случае была потребность утолить голод.
Рисунок. Модель поведения человека.
Почему психологи ввели понятие стимула, может быть можно ограничиться понятием потребности, запускающей механизм действия? Дело в том, что в качестве стимула может выступать не только потребность, но также ситуация и даже слово [5]. Например, ваш друг говорит: «Не плохо было бы сейчас пообедать!» Даже если вы не думали про обед, под влиянием слова в вашей голове возникает образ вкусного обеда, и этот образ может стать направляющим возможных последующих действий. В качестве запускающего стимула может выступать и ситуация – например, запах вкусного обеда из кухни, когда готовит жена. Используем представленную модель для управления своими эмоциями.
Часть 1. МЕНЕДЖМЕНТ ЭМОЦИЙ: не обижаться, уменьшить чувство вины и преодолеть страх «холодного» звонка
В литературе по продажам страху холодных звонков или холодных контактов (когда продавца не ждут, он впервые вторгается в жизнь потенциального клиента, и потому чаще всего можно нарваться на крайне холодный прием привратника или лица принимающего решение) уделяется много места. Можно ли использовать теорию управления для того, чтобы взять контроль над нашими эмоциями? Деятельность в области управления обычно описывают в виде взаимосвязанных процессов (планирования, организации, мотивации, контроля, коммуникации, принятия решений), которые принято называть функциями управления. Итак, мы попробуем для управления эмоциями использовать алгоритмы менеджмента, в частности рассмотрим подпроцессы одной из функции управления – функции контроля. Алгоритм самого простого типа управления, основанного на контроле, включает в себя четыре шага:
Рисунок. Подпроцессы функции контроля
Управляем эмоциями: учимся не обижаться и понимать чувство вины
Прежде, чем перейти к холодным контактам, рассмотрим развитие не менее интересной, но чуть более простой эмоции – обиды.
Сегодня было пять пар. Татьяна пришла домой усталая и голодная, как волк. По дороге она представляла, как мама ей обрадуется, накормит, расспросит о новостях в институте. Дома ждала записка: "Танечка! Я ушла к тете Свете. Свари суп, помой посуду, я приду поздно. Мама". ... Таня чуть не заплакала. Заставить себя не обижаться, принудить себя этого не делать невозможно. Почему? Анализ показывает, что мы "пишем" программы поведения значимых для нас людей - устанавливаем для них стандарты. Если поведение близкого человека не соответствует нашей программе (осуществляется измерение и сравнение), то мы обижаемся – это наши корректирующие меры, которые мы пытаемся направить на изменение поведение близкого нам человека. Это упрощенная схема уже достаточна для осознания главного. Чтобы Тане в нашей истории не обижаться на свою маму, ей не следует писать за нее "программу правильного поведения". Имела ли она на это право? Поразмышляйте над этим на досуге. Спрашивается, как можно применить данные знания для блага отдела продаж? Точно также. Продавец может обидеться на своего руководителя, например, когда продавец рассчитывает на передачу ему выгодного для себя региона продаж, а начальник отдела передает базу клиентов этого региона другому менеджеру по продажам. Переживание чувства обиды может отрицательно сказаться на продуктивности продавца. А вот понимание развития чувств помогает снизить избыточный, потому и вредный, накал эмоций. В то же время, как уже отмечено, можно не только управлять своими чувствами, но и использовать эти чувства для коррекции поведения других людей. Это одна из целей, пусть не всегда осознаваемая (например, когда один человек обижается на другого, или испытает чувство вины), для целенаправленного управления поведением другого человека. Рассмотрим пример с чувством вины. Пусть в отделе продаж система мотивация смешанная (она встречается в практике чаще всего) – вознаграждение каждого менеджера зависит не только от его собственных результатов, но и от выполнения плана продаж отдела в целом. Один из менеджеров проваливает крупную сделку из-за своей нерасторопности. В результате отдел не выполняет план, а продавцы не получают ожидаемое вознаграждение. Все работники отдела расстроены, начальник отдела продаж рассержен, а тот, кто подвел отдел, - испытывает глубокое чувство вины. Его последующим поведением будет управлять не только личная материальная мотивация, но и чувство вины. Вне всякого сомнения, в следующий раз этот работник постарается сделать все возможное, чтобы подобного не случилось. В этом примере чувство вины продавца является дополнительным стимулом к хорошей работе. А вот избыточное чувство вины, с которым можно бороться точно также, как с чувством обиды (спрашивается, почему вы должны себя вести в соответствии со стандартом, написанным для вас другими?) может стать источником стресса, а при серии неудач иногда даже перейти в депрессию. Пользуясь представленным управленческим алгоритмом, можно проанализировать и и другие эмоции человека - как развивается чувство стыда. ревности, страха и т.д. Только в каждом конкретном случае анализа следует выяснить, кто, как и для кого в этих случаях устанавливает стандарты поведения. Применительно к примеру с возникновению страха у начинающего (и не только) продавца при холодном звонке процесс контроля выглядит так: 1. Установление стандартов. Рассмотрим пример, когда менеджер по продажам продает консультационные услуги, в частности тренинги по продажам. Стандартом для продавца может являться ситуация, когда по его просьбе секретарь потенциального клиента соединит его сразу с лицом принимающем решение (им может быть директор фирмы, если фирма небольшая, или начальник отдела продаж или директор по персоналу более крупной компании.) 2. Измерение состояния объекта управления. Кажется, что сначала должен следовать звонок, а уже потом, оценка возникшей ситуации. Однако, если начинающий продавец уже делал несколько звонков, где его нелюбезно «встретили по телефону», то в качестве результата измерения будет не реальная, а воображаемая ситуация: при взгляде на ненавистный телефон у продавца возникает неприятный извлекающий образ предполагаемого отказа. 3. Сравнение состояния объекта со стандартом. Сравнивая установленный стандарт с получающимся (на самом деле воображаемым) результатом, наблюдается очевидно отклонение – воображение продавца играет для него злую шутку, даже когда звонок потенциальному клиенту на самом деле оказывается затем вполне приемлемым в реальности. 4. Корректирующие воздействия при необходимости. В качестве корректирующих действий на отклонение ситуации (пусть воображаемой – которую рисует извлекающий образ) от стандарта будет изменение эмоционального состояния продавца – ему немного страшно, выдать эмоцию страха может голос. И тогда, пытаясь преодолеть страх, менеджер по продажам все таки звонит (план выполнять нужно). Но чуть дрожащий (под воздействием страха) голос его подводит, и в результате виновным в неблагоприятном контакте становится не «возражающий привратник» (примеры возражений привратника - «нам не надо», «мы уже работаем с другими тренерами», «директора по персоналу и начальника отдела продаж нет, и в этом месяце их не будет» и др.), а сам неуверенный в себе продавец. Спрашивается, какие варианты действий можно порекомендовать продавцу, которого преследует страх холодного контакта, в частности по телефону? В данной работе не предполагается обсуждение методов преодоления возражений во время холодного звонка, об этом написано достаточно много. Существующий сегодня арсенал средств для того, чтобы «холодный контакт подогреть», или для того, чтобы преодолеть возражения (в частности на стадии холодного контакта) достаточен, чтобы почувствовать себя уверенным в работе с новым покупателем. Каждый имеет возможность выбрать для себя наиболее подходящие инструменты. Однако задача управления своими эмоциями, в частности преодоление страха холодного контакта начинающего продавца остается весьма актуальной. И потому добавление в копилку любого менеджера по продажам метода избавления от страха, который можно использовать не только в продажах, но и в повседневной жизни, пригодится каждому. Итак, попробуйте использовать следующий алгоритм для тренировок. Шаг 1. Следует понять, что наш страх зачастую происходит не от реальной опасности, а от опасности извлекающего образа, возникающего под действием перечисленных стимулов. Шаг 2. Нужно тренироваться менять извлекающие образы в своей голове в безопасной ситуации. Это легко, поскольку стимулом для образа, как мы уже упоминали, ссылаясь на результаты исследования психологов (см. Ю.Орлов Восхождение к индивидуальности) могут быть и слова (мысли – внутренние слова). Вы читаете эту статью, а теперь, представьте, что сейчас вам принесут большое красивое красное яблоко. Видите, это совсем не сложно. Шаг 3. После этого можно осознанно учиться формировать у себя нужный извлекающий образ непосредственно перед контактом с новым покупателем, это обеспечит отсутствие страха холодного контакта. Шаг 4. И тогда все остальные техники преодоления сопротивления привратника или совершения конструктивного первого разговора с нужным вам лицом станут работающими инструментами (применение техники АИДА, в частности формирование начального интереса к предложению продавца, методы преодоления секретаря[6] и др.). А уверенность в своих знаниях – хороший стимул для формирования положительных извлекающих образов во время холодных контактов. Когда мы встречаем приятного знакомого или родственника, мы улыбаемся – у нас появляется приятный извлекающий образ, связанный с прошлым контактом. Почему бы не научиться представлять своего потенциального покупателя таким знакомым, не улыбнуться ему при разговоре по телефону. Известно, что улыбка «передается по телефону», и отношение к вам измениться в лучшую сторону. Даже собаки чувствуют, если проходящий человек их боится, также по интонациям ваш страх почувствует и ваш клиент. Не губите холодные контакты холодным потом своего часто необоснованного страха! Часть 2. Стратегическое управление стрессом и преодоление депрессии Кажется, что мы хорошо знаем себя и других, но иногда удивляемся поведению нашего близкого знакомого. Характер
человека – это устойчивые формы поведения, проявляющиеся не
вообще, а в конкретной ситуации. В одной ситуации человек может
проявить себя храбрым, в другой – более острожным и даже
трусливым. Но автоматизмы (устойчивые проявления нашего поведения, когда мы часто их не осознаем) могут происходить не только в наших действиях, но и в мыслях. На открытии «автоматических мыслей» основана когнитивная психотерапия[7], которую применяют, в частности, для лечения депрессии в случаях, когда можно обойтись без фармакотерапии. В несколько упрощенном виде выглядит такая схема следующим образом (мы рассмотрим пример):
Бороться с такого рода нарастанием эмоций предлагается следующим образом (см. ссылку 8), (продолжим наш пример, когда кольнуло в области сердца. ПРИМ. понятно, что мы не рассматриваем клинические случаи, когда болезнь реальная и нужно принимать лекарство или вызывать скорую помощь):
Кстати, нашу модель, представленную на первом рисунке, следует модифицировать – кроме извлекающего образа добавить автоматические, а также рациональные мысли, которые в свою очередь выступают дополнительным стимулом, вызывающим или нарастание неприятных образов (последующий хуже предыдущего), либо приостановление такого нарастания. Недостатком описанного подхода когнитивной психотерапии является, по нашему мнению, недостаточное использование управленческих инструментов, в частности, инструментов стратегического менеджмента. Давайте попробуем обогатить психологию таким полезным инструментом, как SWOT- анализ. Для примера рассмотрим реальную ситуацию из нашего опыта. Для крупного нижегородского дилера было сделано предложение провести серию тренингов для руководителей отделов продаж и начальников соответствующих сервисных центров. В данной комплексной продаже продавец решил применить стратегию продажи[8] Миллер Хейман Инк*: Техническим закупщиком выступал внутренний тренер компании (дилера), который был заинтересован в наведении «управленческого порядка» в этой фирме. Был подготовлен презентационный семинар с приглашением потенциальных слушателей – руководителей указанных подразделений – закупщиков-пользователей. Технический закупщик играл и роль консультанта, обеспечивающего прохождение сделки – им, в частности, было сообщено, что лицом, принимающим решение (ЛПР) является коммерческий директор. Однако презентационный семинар прошел без особого успеха, присутствующие закупщики пользователи были недовольны недостаточной живостью презентации (недостатком эмоций тренера, проводящего презентацию). Кроме того, неожиданно произошла смена ЛПР (один из закупщиков-пользователей в процессе принятия решений перешел на должность коммерческого директора - в разряд ЛПР). Он отказался от дальнейших переговоров. Учитывая, что клиент очень интересный для нашей кампании, и было потрачено приличное количество часов на подготовку, такого рода срыв для продавца продукта, испытывающего одновременно глубокое чувство вины и стыда, мог оказаться источником немалого стресса (который добавляло естественное недовольство проведенным мероприятием Совета директоров нашей компании). Что можно было бы посоветовать продавцу? Может быть, использовать представленную выше технологию когнитивной психотерапии, снижающей эмоциональный накал? Но такой накал, зачастую, является повседневным явлением в работе менеджеров по продажам. Попробуем использовать для рассмотрения ситуации в этом примере SWOT-анализ, представленный ниже в таблице.
Применение стратегического инструмента (SWOT – анализа) для обуздания стресса и депрессии Часть 3. Применяем научный метод с целью рассмешить покупателя и порадовать самого себя О том, что хорошая шутка, юмор помогают преодолеть сложную ситуацию написано немало. Смех – как соответствующая эмоциональная реакция на комическую ситуацию, анекдот и т.п. – непревзойденное лекарство. Он противопостоит таким недугам как стресс и даже депрессия. Где может продавец использовать свое чувство юмора? Да, практически на любом этапе (только чтобы юмор продавца не превысил норму, когда он превращается уже в клоунаду) - см. таблицу:
К сожалению, до сих пор нет устраивающего всех объяснения о природе смеха. Работа психологов в этом направлении исследований продолжается. Однако есть много разделов психологии и других наук о человеке, где также еще много белых пятен, но исследователи предлагают вполне успешные практические приемы, которые можно применять уже сейчас. Как мы уже отметили, менеджмент пронизывает любую человеческую деятельность. Давайте попробуем рассмотреть, можно ли применить управленческие модели для того, чтобы развить чувство юмора. Научный метод и производительность работника умственного труда Обратимся к наиболее общей технологии, применяемой для повышения эффективности любой деятельности – к научному методу[9]. Научный метод включает в себя следующие подпроцессы:
Рисунок . Подпроцессы научного метода.
Научный метод применяется во всех сферах знания. Считается, что впервые осознанно он начал применяться в производстве Ф. Тейлором (США) и К. Адамецки (Россия), что позволило сразу в несколько раз повысить производительность труда. Питер Друкер в своей книге "Задачи менеджмента в XXI веке" пишет о том, что перед исследователями в XXI веке встает принципиально новая задача - разработка принципов, позволяющих повысить эффективность умственного труда. По его мнению, через 50 или даже менее лет лидировать будут те страны, кто быстрее решит проблему повышения производительности работников умственного труда.
Творчество - это,
пожалуй, главное в работе специалиста умственного труда.
Творчество - это создание чего-то нового на основе накопленных
знаний. - Диссоциирование этого опыта (разделение на части) - изменение этих частей, элементов (назовем такой процесс трансформацией) -
Ассоциирование -
соединение измененных элементов в новую комбинацию.
(Об этом можно
прочитать в любом учебнике по общей психологии, но пока я не
встречал, чтобы творческий процесс и научный метод рассматривались
как тождественные процессы.) Наблюдение – накопление опыта у Л.Выготского, Анализ – Диссоциирование этого опыта, Трансформация – изменение элементов, полученных при диссоциировании, Синтез – ассоциирование. Но поскольку умственный труд – это, в первую очередь, труд творческий, мы получаем вполне рабочую схему для повышения производительности такого труда. Итак, наблюдение, анализ, трансформация и синтез – это необходимые элементы научного метода. После такого серьезного отступления, возвращаемся к теме юмора. Одно из лучших определений, которое мне удалось найти, звучит примерно так: остроумие – это умение находить нечто общее в, казалось бы, далеких друг от друга вещах, причем это сходство изначально невидимо[10]. Спрашивается, что может быть общего между ледяной Антарктидой и пустыней Сахарой? Ответ можно найти в следующем анекдоте:
Два белых медведя попали в Сахару. - Ужас, как здесь скользко! – восклицает один. - С чего ты взял? – удивился другой. - Не видишь разве, сколько тут песку насыпано! (Анекдот взят из сборника – см. ссылку 10) А теперь, после приведенного примера, обратимся к процессу составления такого анекдота: 1. В-первых, выбираются объекты, отстоящие друг от друга достаточно далеко. Этот этап можно смело отнести к наблюдению. 2. Затем, проводится разбор этих объектов с целью нахождения общих характеристик (внешней схожести, возможности включить в единый процесс, и т.д.) это этап анализа. 3. Завершается работа синтезом – описывается ситуация, в которой подчеркивается найденное общее у удаленных предметов. Как видим, наблюдение, анализ и синтез полезны не только для повышения производительности труда - в процессе построения шутки (анекдота) был также использован научный метод. Один из авторов книги о продажах, рекомендует продавцам развивать чувство юмора, опираясь на то, что шутка появляется в результате небольшого количества приемов[11], которые можно тренировать. Применение этих приемов позволяет у слушателей вызвать смех (а где это можно использовать описано в примерах в таблице выше). Вот один из таких приемов – каламбур. Но каламбур – это также нахождение общего в «удаленных» словах, или их звучании, при разном смысле (пример - Хорошее дело браком не назовут). Итак, чтобы развить чувство юмора - Тренируйтесь наблюдать. Тренируйтесь анализировать и находить общее в удаленных предметах и процессах. Не бойтесь трансформировать (преувеличение, как в приведенном анекдоте, часто вызывает смех). Тренируйтесь синтезу - автор по ссылке 10 рекомендует для развития чувства юмора брать начало анекдотов, а оригинальное неожиданное завершение, которое и вызывает смех, придумывать самому. Юмор и решение проблем клиента До сих пор не существует единой теории юмора, более того, Род Мартин в наиболее полном на сегодня описании развития многочисленных теорий юмора отмечает, что на настоящий момент даже не существует общепринятого названия эмоции, связанной с юмором (смех – это результат эмоции, как, например, повышенный пульс – результат эмоции страха), и потому он был вынужден для описания такой эмоции применить слово радость[12], я также для удобства использую это слово. Какова причина радости (связанной с юмором)? Этот вопрос остается открытым из-за отсутствия единой точки зрения. Обратим внимание на одно из успешных объяснений радости, предлагаемого в «Теории несоответствия», обратившись к предложенной иллюстрации этой теории в следующем анекдоте (приведенном в книге Р.Мартина):
Мать: «Доктор, немедленно приезжайте! Наш ребенок проглотил авторучку!» Врач: «Я приеду в самое ближайшее время! Что вы сейчас делаете? Мать: «Пользуюсь карандашом».
В этой шутке на первом этапе для слушателя выявляется несоответствие между проблемой (ребенок проглотил авторучку, его нужно срочно лечить) и ее решением – использованием карандаша матерью ребенка, проглотившего ручку. Согласно Теории несоответствия, радость, вызывающая смех, обусловлена как самим несоответствием, так и его разрешением – когда слушатель устанавливает связь между решением в заключительной части шутки другой проблемы (нечем стало писать, когда ребенок проглотил ручку). В такого рода шутках понимание шутки - это своего рода решение обратной задачи (найти проблему в начальной части шутки после того, как озвучено ее решение в заключительной части). Итак, согласно этой когнитивной теории юмора, радость вызывается, с одной стороны, своего рода нелепостью: один и тот же предмет является «черным» (есть опасность для ребенка в приведенном примере) и одновременно «белым» (опасности никакой нет, так как можно писать чем-то другим). А с другой стороны – разрешением этого противоречия. Возвращаемся к вопросу продажи. Мы уже описывали, что согласно концепции менеджмент-продажи, и не только, предлагаемый продукт будет куплен, если он является лучшим решением проблемы покупателя. А раз это так, то ключевым в процессе продажи является процесс четкого выявления насущной проблемы покупателя и нахождение ее решения. Мы уже отмечали ранее (ссылка ниже), что на сегодняшний день лучшим методом решения проблем является алгоритм решения изобретательской задачи (АРИЗ), одним из ключевых шагов в котором является выявление «физического противоречия» (когда нечто одновременно и черное, и белое), обладающего высокой эвристической ценностью. Нами уже был представлен материал[13], где описывается, как можно применить АРИЗ к решению проблем покупателя в процессе продажи: выявление узлового компонента проблемы покупателя, предъявления к нему противоречивых требований = формулировка «физического противоречия», разрешение противоречия. Но отсюда следует, что у понимания шутки, имеющей несоответствие (по оценкам специалистов, это подавляющее большинство шуток и анекдотов), и нахождения решения проблемы (того же покупателя) во многом похожий механизм – механизм формирования и разрешения «физического противоречия». Рассмотрим вполне реальный пример решения проблемы покупателя. Посетитель автосалона, после ознакомления с ассортиментным рядом дорогих иномарок. отмечает: «Ваши автомобили очень красивые, но они обладают большим недостатком – не только дорого стоят, и мой кошелек не может себе их пока позволить, но еще при покупке придется нести большие текущие расходы – в частности, на страховку дорогого автомобиля». Продавец: «Могу с вами только согласиться. Это как с красивой женщиной, если вам повезет на ней жениться, вы можете ею гордиться, но при этом у вас будут не только большие расходы на ее содержание, но и много беспокойств, связанных с ее многочисленными претензиями и капризами. Однако, если вам встретиться красивая женщина, которая уже побывала замужем, ваши проблемы с ее капризами могут значительно уменьшится. Возможно, что побывав замужем, она поймет, что главное – это теплота в отношениях с мужем, и вы ей лучше всего подходите, и потому вам не нужно беспокоиться - вряд ли кто-то ее у вас сможет увезти. Кстати, наша фирма работает не только с новыми машинами. Поскольку мы оказываем услугу trade-in, у нас есть замечательный выбор подержанных автомобилей (их владельцы купили у нас новые автомобили), Я готов вам показать очень красивые престижные марки в отличном состоянии, которые вам обойдутся не так дорого, и страховка вполне приемлемая. Это как в примере с красивой женщиной, которая обходится второму владельцу значительно дешевле». Нахождение общих положительных качеств у красивой женщины, побывавшей замужем, и поддержанного автомобиля - вызовет у покупателя радость. А решение его проблемы – удовлетворение желания иметь одновременно красивый и при этом недорогой автомобиль, может прибавить вам еще одного покупателя. Таким образом, мы можем предположить, что термин «остроумный» не просто имеет два разных значения – умеющий шутить и умеющий находить оригинальные решения сложных проблем (остроумное решение), но сами эти значения имеют много общего. Отметим, к слову, что пока психологическая наука не имеет научно обоснованных данных о том, что чувство юмора можно развивать. Но поскольку общепризнанно, что техника АРИЗ повышает эффективность решения проблем, и, как мы выяснили, при этом она имеет много общего с чувством юмора, мы предлагаем психологам пересмотреть свою точку зрения на этот предмет. Выводы Мы с вами живем в XXI веке, время, для которого американский гуру менеджмента Питер Друкер предсказал особое значение управления собой и повышение производительности работников умственного труда (а продажи – это творческая работа). Я надеюсь, что описанные в статье инструменты по управлению эмоциями и развитию чувства юмора помогут решению обозначенных задач. Современная психология - необходимый инструмент в повседневной работе продавца. Но обогащение ее знаниями из сферы менеджмента позволяет получить двойной эффект:
1. Используйте управленческие алгоритмы, в частности функцию контроля, для управления своими эмоциями, и тогда вы сможете меньше обижаться, контролировать избыточное чувство вины, преодолевать страх холодного звонка и др. 2. Применяйте инструменты стратегического управления, такие как SWOT-анализ, и вместо часто необоснованных глубоких переживаний по поводу неудач в продажах, вы сможете находить новые возможности для увеличения продаж. 3. Активно тренируйтесь применять научный метод в своей работе, и вы увидите, что работа продавца - одна из самых творческих профессий. А используя научный метод для развития своего чувства юмора, вы сможете не только увеличить свои продажи, но и добиться того, чтобы покупатели получали от общения с вами максимальное удовольствие.
Помните, что опытный продавец сначала продает самого себя, и только уже потом свою фирму и свой продукт! Ну и в заключение напомню слова Рассела Акоффа: «Руководитель, лишенный способности творчески решать проблемы, в лучшем случае может хорошо осуществлять контроль над эволюционным развитием руководимой им организации, но он не способен вывести ее в передовые[14]». По аналогии, можно сказать, что менеджер по продажам, лишенный чувства юмора, в лучшем случае может обеспечить выполнение текущего плана продаж, а вот от продавца, который обладает хорошим чувством юмора и постоянно его развивает и конструктивно использует в своей работе с покупателями, можно ожидать настоящего прорыва в продажах. * В модели Миллер Хейман Инк покупатель выступает в 3-х лицах – финансовый закупщик, принимающий решение о приобретении продукта, закупщик-пользователь, технический закупщик, обеспечивающий проверку соответствия продукта существующим требованиям, а также консультант, в качестве которого может вступать любое лицо, помогающее провести сделку за счет информированности о том, кто какие решения принимает, кому из перечисленных закупщиков что важно как представителю компании, так и как физическому лицу. [1] Токарев В. Менеджер по продажам поставщика уже управляет фирмой покупателя//Управление продажами, №6, 2010. [2] Токарев В. Менеджмент-продажи: результативные вопросы в личных продажах// Личные продажи, №4, 2010. [3] Первую попытку применить менеджмент к управлению психологическими процессами автор выполнил в книге («Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных» Н.Новгород: НГЛУ, 2001), посвященной проблемам персонального менеджмента. [4] Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992. [5]Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. [6] Рысев Н. Активные продажи, 2010. [7] Гринбергер Д, Падески К. Управление настроением: методы и упражнения, 2008. [8] Хейман Ст. и др., Новая стратегия продаж. М.: Лори, 2001. [9] Токарев В. Научный метод: кто станет лидером в ближайшие 50 лет? - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1498299/ [10] Шейнов В. Тренинг остроумия. Тесты. Тосты., 2010. [11] Доусон Р. Мастерство продаж, 2010. [12] Мартин Р. Психология юмора. СПб.: Питер, 2009. [13] Токарев В. Используйте возражения покупателя, а не пытайтесь их избежать// Личные продажи, №4, 2010. [14] Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. |
С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел./факс (831) 466-37-06,
тел. дом. (831) 466-39-56
http://www.consultnn.nnov.ru/
8-902-686-31-72 - мой мобильный