Цена консалтинговых услуг в кризис

Это весьма важная рассылка для тех руководителей и владельцев бизнеса, кто хотел бы получить высокопрофессиональные советы консультантов по управлению, но надеется (как надеются желающие купить квартиру) на падение цен, чтобы не прогадать.

Я спешу разочаровать Ваши ожидания, вот моя аргументация:

1. Но для начала я рекомендую Вам прочитать наш старый материал по поводу цен  - кликните ссылку - Цены на консультационные услуги

2. А теперь о том, что будет с ценами на консалтинг на примере нашего центра.

2.1. В кризис 1998 года, когда наши услуги, 5-7 тыс. долларов за 3-х месячный проект, никто не хотел покупать в Нижнем, мы их "разрезали на кусочки" и стали продавать каждый кусочек даже дороже (стоимость услуг за час консультаций), чем это было до кризиса девальвации рубля.

2.2. В благополучные годы мы потихоньку двигались к рыночным ценам. Смотрите как это происходило

(ПРИМ - мы первыми среди консалтинговых компаний  открыли наши цены на сайте, чтобы посетители могли ориентироваться хотя бы на них. Сейчас нашему примеру последовали несколько других российских консалтфирм).

2.2.1. Вот выдержка из первой статьи про цены консалтинга: В зависимости от квалификации консультанта и целого ряда других параметров управленческой диагностики предприятия, нижегородские цены составляют от 150 до 240 долларов в день, что несколько ниже цен столичных компаний.

2.2.2. С марта 2009 года наши цены (например, на разработку стратегии) составляют 725 долларов за месяц. Но поскольку эта цена за 2 дня консультирования по 5-6 часов каждый день то получается    более  60,5   доллара за час (по курсу ЦБ на момент выставления счета) или 484 доллара за нормальный рабочий день, что, как вы увидите из первой статьи, примерно соответствует европейскому консультанту (500 долларов в день).

2.2.3. При работе в Москве (по точно такому же графику - 2 дня в месяц (за один приезд) по 6 часов) добавляется цена проживания (гостиница бизнес-класса) и проезд (СВ). Однако за последнее время стоимость  проезда до Москвы  и проживания в гостинице 3 звезды выросли много значительнее,  чем наши цены, которые мы 2 раза в год (1 марта и 1 сентября) делим на коэффициент 0,9.

В результате   для московских клиентов        мы обходимся  хотя и достаточно приемлемо (с учетом результата), но в ценах за час, умноженных на 8 рабочих часов  - более 1 000 долларов  в день, что уже на уровне цен американских консультантов. Отмечу, к слову, наша цена абсолютно одинаковая что для нижегородских фирм. что для московских и даже любых западных компаний. Просто к цене прибавляется стоимость проезда и проживания. Отсюда разброс, связанный с географией клиентов (по этой причине пару лет мы активно работали в ближайшей к Нижнему Чувашской республике (разработка стратегии оператора мобильной связи) - гостиница там недорогая, как и проезд, а когда удалось выйти на московский рынок - в Москве).

Однако нашим клиентам, все равно, куда уходят деньги - входит в них проезд или нет, потому мое сравнение вполне адекватно ситуации.

2.2.4. Для сравнения сообщаю цены нашего ближайшего конкурента (можете его сами найти в рейтинге на МэйлРу, раздел Менеджмент,  где мы друг от друга не очень далеко).

Если эту компанию, что также занимается разработкой стратегии для коммерческих фирм, пригласить в Нижний - она обойдется в 4 раза дороже наших услуг (с учетом приезда в Нижний).

Если московская компания обратиться к этой столичной консалтфирме, ей придется выложить в 2 раза дороже, чем наши цены,  с учетом нашего проезда и проживания.

ИТАК, ПЕРВЫЙ ВЫВОД, КОТОРЫЙ МЫ МОЖЕМ СООБЩИТЬ - даже на примере  нашей фирмы - цены на консалтинг уже достигли западных цен. Другое дело, что "крутым" хочется все еще круче - и они переплачивают еще и за проезд и проживание, если нанимают не просто спецов из "Большой четверки +", но если этим спецам еще нужно прилететь из центрального офиса из США.

 2.3. Что ждать сегодня.

2.3.1. В 2002 году мы "поторопились" - разработали электронный консультант, который по цене стал доступным даже малым фирмам (кроме партнера - ИТ компании, в проекте участвовал швейцарский фонд, грант которого мы получили, выиграв конкурс деловых услуг для малого и среднего бизнеса). Дешевые услуги у нас купили только участники продвиженческих семинаров. Это поучительный пример, что низкая цена даже при отличном качестве продукта не гарантирует  успеха. Еще нужен подходящий момент времени. Уверен, время пришло.

2.3.2. Сейчас мы предлагаем консультирование через инет (пока 2 продукта - разработка стратегии и постановка системы качества, готовятся уникальные продукты - внутренний маркетинг и стратегическое сотрудничество - о них можно найти материалы по поиску на нашем сайте), с 1 марта цена на эти услуги составит 72,5 доллара в месяц  в рублях по курсу ЦБ.

Если умножите на 10  - получите наши стандартные цены на услугу, именно потому минимальная группа - 10 участников фирм.

Но мы не планируем снижать индивидуальную цену (так как еще существуют процедурные моменты оформления - договора с кажым клиентом, актов и прочего, ниже снижать цены можно лишь при условии продажи товара без оформления  как в парикмахерской - просто кассовый чек, которого обычно еще и не дают). И если число участников инет-консультирования будет более 100 фирм (у нас нет верхней границы, это позволяет технология, разработанная еще в в 2002 году при поддержке гранта швейцарского фонда), то, как вы видите, цена возрастет примерно в 10 раз.

Итак вывод второй. Как и в кризис 1998 года, цены на консалтинг не упадут, а повысятся.

2.4.Чем обусловлен рост цен на консалтинг

Причиной является исключительно экономический кризис. И связанное с ним снижение покупательской способности на рынке В2В, как это ни покажется порадоксальным..

Просто, в период между кризисами, когда у  консалтинга все в порядке, консультант помогает повысить доходность своему клиенту.

А во время кризиса, когда падает спрос на консультационные услуги, консультант начинает работать на себя - увеличивает свою доходность за счет своих же предпринимательских решений. Это вполне естественно.

2.4. Например, давайте подсчитаем, во сколько сегодня обходится разработка стратегии, если привлекают российских консультантов (я о западных помолчу).

Минимальная цена проекта по разработке стратеги - 50 тысяч долларов.

Эта величина может увеличится в 10 и более раз при следующих обстоятельствах:

2.4.1. Например, для проекта решили собрать много информации (конечно, очень-очень-преочень необходимой :))

Тогда цена проекта, например для администрации региона,  будет более полумиллиона долларов. А толстый отчет  - материальное тому обоснование. Это стратегия, которую можно назвать "разработанной по технологии "назад".

Вам могут также предложить не только разработку стратегии, но и детальный план по ее реализации, чаще всего - по технологии ССП.

Я не собираюсь здесь заниматься критикой ССП (мою первую  статью можете найти по поиску на нашем сайте), поскольку для этого будет время - рассылку Анти Юрий Мороз мы с 1 марта переориентируем на критику современных инструментов менеджмента и маркетинга, правда,  первым объектом критики мы планируем выбрать не ССП,  а монстра большей величины - стандарты качества ИСО 9001, которые в России многие внедрили, но по факту имеют не качество, а бумагу, что качество соответствует :). "Вам "шашечки" или ехать?  "Пока в России у нас предпочитают "шашечки" :)

Итак, это второй пример десятикратного увеличения цены, которую можно назвать "разработанной по технологии "вперед".

2.5. ВРЕМЯ. Иногда наши клиенты говорят - а вот нам такая-то фирма сообщила, что они стратегию разрабатывают не за 10 месяцев, как вы, а за 2 месяца, а если налечь и оплатить, могут и за неделю.

Хотелось бы без комментариев, но это важный момент. Мне приходилось проводить экспертизу пары проектов, выполненных вполне добросовестными коллегами. Когда при разработке стратегии упустили, например, такой важный момент - как анализ рынка. Думаю, что надавил клиент, и по приемлемой цене получилось то, что должно было получится.

Поскольку оплатой моего труда по подготовке такого рода материалов рассылки является реклама, то  ниже сответствующая  инфо, но реклама пройдет быстро:

3. Еще в период после первого кризиса мы обнаружили, что по нашей технологии разработки стратегии если у клиента несколько разноплановых бизнесов, то можно за одну цену разработать стратегию сразу нескольких фирм. По такой технологии, например, мы консультировали один небольшой московский холдинг, сейчас - нижегородский.

Если вам кажется, что цена 72,5 доллара в месяц  в период 10 месяцев (то есть не  минимальная российская цена $50 000, а  
 ц е л ы х      $725 за 10 месяцев)    все равно для вас в кризис велика - используйте наш наработанный за 10 лет совместно с нашими клиентами опыт - купите продукт, но примените его для разработки стратегии всех свих юрлиц диверсифицированного холдинга, либо для постановки системы качества в каждом из них (в последнем случае мы не обещаем вам бумажку, а только лишь реальное качество, но ваши покупатели - физлица или рынок В2В это оценит).

Найти алгоритм записи можно на нашей главной странице, адрес сайта - в моей подписи.

С уважением,
директор ООО "КЦ "Русский менеджмент"
к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06,
http://mc-ma.narod.ru


Другие рассылки (всего 12+1) нашего центра можете узнать, посетив главную страницу нашего сайта (в моей подписи)